Реформа государственной службы предусматривает четкое разграничение политических и административных должностей, обеспечит департизацию публичной службы. Об этом сообщил Председатель Национального агентства по вопросам государственной службы Константин Ващенко на брифинге в Доме Правительства 26 марта, где говорилось о принятии проектов новых редакций законов Украины «О государственной службе» и «О службе в органах местного самоуправления».
Председатель Нацгосслужбы подчеркнул, что законопроекты, наработанные совместно с общественными организациями, международными экспертами, прошли широкое общественное, научное и экспертное обсуждение и были одобрены 25 марта Правительством.
«Среди ключевых приоритетов реформы - разграничение политических и административных должностей, в частности введение института государственных секретарей министерств, вывод за пределы государственной службы работников патронатных служб, помощников депутатов и т.д.», - сообщил Константин Ващенко.
На все должности госслужбы, включая высшие управленческие должности, устанавливается исключительно конкурсная процедура назначения. Департизация государственной службы предусматривает запрет на членство в политических партиях.
Реформаторская новизна законопроектов «О государственной службе» и «О службе в органах местного самоуправления» предусматривает упрощенную и понятную должностную классификацию. Вместо существующих на сегодня 7-ми предлагается установить 3 категории должностей: категория «А» - высший корпус государственной службы; категория «Б» - руководители структурных подразделений; категория «В» - исполнители. Вместо существующих на сегодня 15 рангов будет 9, по 3 в каждой категории.
Меняется система управления государственной службой во главе с Кабинетом Министров Украины. Создается Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы. Этот коллегиальный орган будет согласовывать требования для должностей высшего корпуса, будет проводить конкурсный отбор чиновников и предлагать субъекту назначения не менее 3-х кандидатур, а также оценивать обоснованность предложений относительно увольнения указанных лиц.
«Таким образом, назначение на должности госсекретарей, руководителей центральных органов исполнительной власти и другие должности высшего корпуса будет происходить не по партийно-политическим квотам, не на основе чьих-то личных симпатий, а исключительно с учетом имеющихся профессиональных компетентностей, управленческого опыта, предыдущих заслуг и достижений», - подчеркнул Константин Ващенко.
Гарантией равного доступа к государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в частности, будет прозрачность конкурсов. Трехступенчатый порядок отбора будет включать проверку квалификационных требований, тестирование и собеседование. Важно, что не менее трети состава конкурсных комиссий должны составлять представители общественности (например, отраслевых объединений, ассоциаций и т.п.), которые смогут профессионально и беспристрастно оценить претендента на должность.
Существенно меняется модель оплаты труда, в основу которой положено увеличение удельного веса должностного оклада в структуре зарплаты - до 70% вместо нынешних 30%. Останутся две обязательные надбавки - за выслугу лет и ранг. В свою очередь стимулирующие выплаты (те, что зависят от воли руководителя) составят не более 30% от размера заработной платы.
По словам Председателя Нацгосслужбы, законопроекты «О государственной службе» и «О службе в органах местного самоуправления» гармонизированы между собой. В частности, предусмотрена возможность перехода госслужащего на должность в орган местного самоуправления без конкурсного отбора, если он будет выполнять те же функции. Это актуально в контексте децентрализации, поэтому специалисты, к примеру, с райгосадминистраций смогут перейти на работу в органы райсовета.
Относительно должностных окладов, то их будут устанавливать ежегодно постановлением Кабинета Министров. Планируется, что самый низкий оклад госслужащего составит 1,25 минимальной заработной платы, тогда как на сегодня в райгосадминистрациях госслужащие имеют оклады значительно ниже - 700-800 гривен, что не стимулирует людей идти на государственную службу. Предусмотрено и дополнительное премирование служащих в случае достижения успешных результатов социально-экономического развития территориальной громады.
По словам Константина Ващенко, реформа публичной службы будет способствовать улучшению качества государственных услуг, кадровому обновлению органов государственной власти и местного самоуправления, прежде всего за счет молодежи, которая увидит в госслужбе возможность профессиональной самореализации.
«Чиновник станет подконтрольным гражданскому обществу», - подчеркнул Константин Ващенко, подчеркнув, что в законопроектах четко выписаны соответствующие механизмы.
Председатель Нацгосслужбы выразил надежду, что соответствующие законопроекты будут рассмотрены Верховной Радой в ближайшее время и приняты, и уже примерно с 1 июля смогут вступить в силу.