Рядовой эстонец входит в Интернет, заходит на сайт местного Центризбиркома, вводит свой личный идентификационный номер и голосует за своего кандидата, не выходя из дома. При этом он может сделать это за неделю до выборов и при желании в день голосования может выбрать другого кандидата. Украинцы же по старинке пробираются сквозь сугробы на избирательные участки, а государство и кандидаты оплачивают каждому работнику избирательной комиссии по 800 грн. за бессонную ночь ручного подсчета голосов.
Развитые страны, бывшие советские республики Россия, Беларусь и Казахстан, и даже Индия с Венесуэлой давно перешли на электронную систему выборов, позволяющую «на лету» подсчитывать голоса избирателей, при этом автоматически отсеивая некорректно заполненные бюллетени. В итоге результаты становятся известны через несколько мгновений после того, как проголосовал последний избиратель, а вероятность фальсификаций, в частности «каруселей» и вброса бюллетеней, сведена к минимуму.
Самой примитивной системой является электронный подсчет голосов с помощью оптического сканера — опускаемый в урну бюллетень сканируется, аппарат запоминает результат и передает его в Центризбирком. Данная система повсеместно используется в большинстве развитых стран мира. «Если бы у нас была такая система, то уже в восемь часов вечера мы бы знали результат голосования», — рассказывает заместитель председателя Секретариата Президента, экс-глава Комитета избирателей Украины Игорь Попов. Эта система считается наименее затратной и наиболее практичной. «Такой сканер стоит $250-350. На каждый участок можно поставить по одной машине. Для сравнения, за обычную урну для голосования у нас платили по $100», — продолжает он.
Широко используются, в частности на местных выборах в нескольких регионах России в 2009 году, и аппараты для электронного голосования touchscreen (похож на платежный терминал для пополнения счета мобильной связи). Такая система уже 10 лет функционирует в Бельгии. Однако эта система дороже, чем оптические сканеры, — за один аппарат touchscreen нужно будет заплатить около $400, а на каждый участок их понадобится 3-5 штук. «Для Украины необходимо будет закупить около 100 тыс. таких машин (в Украине работает 33,6 тыс. избирательных участков – ред.). Все это обойдется около $40 млн.», — подсчитал Попов.
Намного большую сумму заплатили в 2000 году США. На организацию системы электронного голосования они потратили $3,8 млрд. Важным моментом является тот факт, что вся аппаратура для электронного голосования — многократного использования, а не закупается, как урны для голосования, под каждые выборы. Кроме того, во время каждых выборов лишь на печать бюллетеней тратится 100 млн. грн. «Если учесть, что выборы у нас проходят практически каждый год, внедрение электронной системы голосования окупится в течение двух избирательных кампаний», — констатирует начальник управления информатизационной системы ЦИК Валерий Стриганов.
Самые продвинутые страны — Австралия, Канада, Эстония, США, Швейцария — практикуют на выборах голосование посредством Интернета и SMS. Сделано это во многом для того, чтобы привлечь на выборы молодежь. Для электронного голосования через Интернет или SMS избиратель получает идентификационную карту, которая функционирует по принципу «открытого» и «закрытого» ключей. Избиратель регистрируется на сайте с помощью выданного ему ЦИК «открытого» ключа. Результат же голосования шифруется уникальным для каждого избирателя «закрытым» ключом, который не позволяет проследить, кто и за кого проголосовал.
Отдают предпочтение ручному подсчету голосов только в Нигерии, Зимбабве, Киргизии, Узбекистане и других странах третьего мира. Почему же украинское правительство никак не решится на переход к электронному голосованию, если оно настолько выгодно и экономно? Формальным поводом является тот факт, что Украина сильно отстает от других стран мира в технологическом процессе. «Вначале наших людей нужно приучить к Интернету (им пользуются только около 22% всего населения Украины – ред.), и лишь потом дать им возможность голосовать», — поясняет позицию представителей власти Попов.
Эксперты заверяют, что ввести систему не составит труда. Технически этот вопрос реализовывается быстро. За полгода можно разработать программное обеспечение и протестировать его. Причем свое программное обеспечение сделать проще и выгоднее, нежели закупать уже существующие зарубежные аналоги и адаптировать к отечественным реалиям.
На самом деле вопрос состоит в том, что властям выгодна существующая система, ведь она позволяет манипулировать результатами выборов в ту или иную сторону. Никто не собирается поднимать вопрос перехода к электронному голосованию. Потому что на наших выборах удобно фальсифицировать.