Министр финансов Александр Шлапак на брифинге по результатам заседания Кабинета Министров сообщил об инициативе Правительства относительно основных изменений в Бюджетный кодекс Украины и механизмов их реализации.
«Посовещавшись на Правительстве, мы решили, что уже сегодня можно начать крайне необходимую в регионах реформу межбюджетных отношений, не дожидаясь конституционных изменений, и начать формировать бюджет, возможно, уже в 2015 году, если нас поддержит Парламент, на новой базе», - сказал Александр Шлапак, добавив, что предлагаемые изменения базируются на опыте Польши и Германии.
Он назвал шесть основных направлений реформы межбюджетных отношений.
1. Обеспечение бюджетной автономии и финансовой самостоятельности местных бюджетов.
«При условии принятия наших предложений, местные бюджеты могут начать самостоятельно формировать свои бюджеты, не дожидаясь, как это сегодня делается, показателей центрального бюджета», - подчеркнул Александр Шлапак, добавив, что имея достаточно стабильную доходную базу местных бюджетов, а также прогнозные показатели дотации и субвенции, которые будут предоставляться из госбюджета, регионы смогут начинать формировать местные бюджеты.
Единственным требованием, по словам Министра, будет - формирование местных бюджетов до 25 декабря текущего года.
«В случае, если при принятии бюджета будут существенно изменены базовые показатели, предоставляемые Министерством финансов и Правительством, - местные бюджеты проведут коррекцию своих бюджетов», - уточнил Министр.
Кроме того, по его словам, Правительство предлагает бюджетным учреждениям право выбора относительно финансового обслуживания: в Казначействе или коммерческом банке.
Также, как сообщил Александр Шлапак, Правительство упрощает процедуры предоставления местных гарантий - предлагается принцип молчаливого согласия.
2. Стимулирование общин к объединению и формированию способных территориальных громад.
По словам Министра, новыми изменениями предлагается переход к двухуровневой системе межбюджетных отношений: «Первый уровень - это области, второй - города областного значения, районы, объединенные громады». При этом он добавил, что территориальные громады, которые примут решение об объединении до 15 октября, смогут получить право обслуживания из центрального бюджета с 1 января 2015 года.
3. Закрепление за местными бюджетами стабильных источников доходов и расширение доходной базы местных бюджетов.
Александр Шлапак подчеркнул, что «главным налогом, который будет продолжать оставаться базовым для местных бюджетов - это налог на доходы физических лиц».
«Однако мы дадим возможность местным бюджетам использовать еще ряд важных ресурсов, которые существенно увеличат доходную часть бюджетов на местах. Это 10% налога на прибыль, что даст дополнительно более 4 млрд. грн. Это плата за предоставление административных услуг, это 100% государственной пошлины. Что касается экологического налога, то сегодня 35% от его уплаты остается на местах, а 65% - на центральном уровне. Сегодня мы предлагаем 80% от сбора экологического налога, учитывая его четкий региональный оттенок, оставлять на местах», - сообщил Министр.
По его словам, местная громада также получит право самостоятельно устанавливать размер сборов подакцизных товаров: «Мы только установим в государственном бюджете планку, выше которой местные бюджеты не смогут это сделать».
Александр Шлапак отметил, что громады на местном уровне получат право устанавливать и обеспечивать сбор налогов на недвижимость, недвижимое имущество: «Все это вместе позволит увеличить доходную часть бюджетов почти на 16 млрд. грн.».
«Таким образом, кроме налога на доходы физических лиц и налога на недвижимость, мы передаем достаточно большой ряд налогов в местные бюджеты. Считаем, что это существенно увеличит их финансовую состоятельность», - подчеркнул Александр Шлапак.
4. Децентрализация расходных полномочий и четкое распределение компетенции сформировано по принципу субсидиарности.
По словам Министра, кроме уже делегированных на сегодня местным общинам полномочий, Правительство предлагает еще почти 900 объектов передать на места. В частности, речь идет об учреждениях высшего образования І-ІІ уровня аккредитации, целый ряд учреждений, связанных с медициной, специализированными школами, физкультурой и спортом и др.
5. Введение новых видов трансфертов и усиление ответственности профильных министерств за реализацию государственной политики в соответствующих отраслях.
Александр Шлапак сообщил, что изменениями предусмотрено лишь одну базовую дотацию, которая будет предоставляться бюджетам областного уровня, городам областного значения, районам, объединенным общинам. Кроме того, вводится образовательная и медицинская субвенции, субвенция на обеспечение медицинских мероприятий отдельных государственных программ, субвенция на подготовку рабочих кадров, реверсная дотация из местных бюджетов государственному бюджету. «За счет этих субвенций, то есть это средства, которые принадлежат местным бюджетам, они будут рассчитываться в профильных министерствах и ведомствах, а не в Министерстве финансов, как это делается на сегодня», - отметил Министр, добавив, что новыми бюджетными изменениями введен принцип неизъятия средств, когда неиспользованные средства из субвенции остаются на следующий год на развитие и поддержку определенной сферы.
6. Определение нового механизма бюджетного регулирования и выравнивания.
По словам Александра Шлапака, что «касается системы выравнивания, то все субъекты будут разбиты на три группы».
«Категория 1 - это те, у кого на сегодня индекс способности, то есть объем поступлений на одного жителя, в среднем по Украине больше единицы. Это в основном крупные города, крупные субъекты - 6 областных бюджетов, 70 городов областного значения, 26 районных бюджетов. Таким образом, будет проведена реверсная дотация, то есть изъятие лишних средств, которые есть в этих бюджетах, но только на 50%, а не 100%, как было ранее. Для категории с коэффициентом от 0,9 до 1,1 - ничего не меняется. Для них базовая дотация будет равняться дотации выравнивания, как это есть на сегодня. Для третьей категории - это 3 областные бюджеты 39 городов областного значения и 25 районных бюджетов, этим бюджетам мы добавим ресурса в объеме 80%», - сообщил Министр.
Подытоживая новации, Александр Шлапак отметил: «Мы осознаем, что это - лишь первый шаг в межбюджетных отношениях, но для нас важно, что он меняет философию практически во всех направлениях: и с точки зрения самодостаточности местного бюджета, и отношений местного бюджета с профильными министерствами, и возможности формирования бюджетов независимо от центрального, и много других вопросов».
Он сообщил, что в сентябре подготовленный документ изменений будет направлен в Верховную Раду, после чего в течение месяца-двух будет дорабатываться всеми заинтересованными структурами. «Мы очень внимательно изучим предложения, которые будут предоставляться ними, и тогда будем предлагать Парламенту доработанный документ для окончательного принятия», - добавил Александр Шлапак.