От 2009 года никто ничего хорошего не ждал. Слишком кризисно он начинался. Не сильно уронить производство, не уволить сотрудников, пережить бы кризис, не обанкротиться бы, в конце концов… Избежать потерь почти никому из крупных технологических компаний не удалось — все затянули пояса. Однако кризис дал шанс проникнуть на рынок технологиям, которые действительно соответствуют реальным потребностям пользователей.
Кризис — хорошее время для того, чтобы всё основательно взвесить. Покупатели взвешивают свои полегчавшие кошельки и выбирают только то, что им действительно нужно, и то, что они могут себе позволить. А производители постарались разобраться с тем, что на самом деле нужно потребителям, которые стали меньше обращать внимания на красивую рекламу, мегагерцы и терабайты, а больше — на функциональность и дешевизну.
И что в результате? Практически все прогнозы, которые «Частный корреспондент» давал на 2009 год, сбылись. 31 декабря под ёлку и вправду можно положить нетбук, да ещё с WiMAX: производители заполонили ими прилавки магазинов и киосков. И на таком нетбуке вполне уже может стоять Windows 7.
Google со своей операционной системой Chrome OS под ёлку-2009 не успел, хотя и показал, как ОС будет выглядеть и на чём она будет работать. По слухам, 31 декабря 2010 года «хромированный» нетбук вполне может оказаться среди подарков.
Chrome OS — ориентированная на веб ОС, подразумевающая, что она будет использоваться только на компьютерах, имеющих постоянный доступ к Сети. Оригинальность её в том, что, по сути, это и не совсем операционная система в обычном понимании, а оптимизированное под современное железо Linux-ядро плюс браузер Chrome с расширенной функциональностью. Сейчас им пользуется, по подсчётам самой Google, 40 млн человек: потенциальная аудитория у платформы немалая. Браузер хороший: скорость работы его JavaScript-движка в 39 раз превышает скорость обработки кода веб-приложений в Internet Explorer. Это значит, что загружаться «тяжёлые» веб-страницы в новой системе должны чрезвычайно быстро. А ещё Chrome OS будет полностью поддерживать стандарт HTML5 с прямым доступом к ресурсам компьютера, что позволит ей загружать достаточно сложное и требовательное к ресурсам компьютера программное обеспечение.
Компьютер в руках
Несмотря на массовые ожидания, Apple так и не выпустила на рынок нетбук, решив, видимо, не занижать планку для своей продукции. Вместо этого техноблоги и профильные СМИ заполонили слухи о другом устройстве «яблочной» компании — новом планшетном компьютере. Если верить последним «новостям», свою 10-дюймовую «таблетку» с сенсорным экраном Apple собирается показать 26 января 2010 года, а начать массовое производство весной 2010-го.
Ажиотаж вокруг «таблеток» — в 2010 году на рынок собираются выпустить устройства в таком формфакторе сразу несколько производителей — поддерживается не только потребителями, которых не устраивают маленькие экраны смартфонов и неудобство нетбуков. Особенно ждёт «таблеток» индустрия СМИ. Весь 2009 год — на фоне катастрофического падения доходов бумажных газет и журналов, массовых сокращений кадров и даже банкротств — топ-менеджеры индустрии обсуждали возможность привести свои издания в подобные устройства — с большими цветными экранами, интерактивностью и, конечно же, с беспроводной доставкой контента.
Имеющиеся на рынке букридеры — специализированные устройства для чтения книг, как правило, с экранами, сделанными по технологии «электронных чернил», способные работать неделями без подзарядки аккумуляторов, — СМИ (да в общем и самих пользователей, несмотря на потрясающий рост рынка электронных книг) не слишком удовлетворяют: они неповоротливы, пока не способны отображать цвет и тем более проигрывать видео.
Впрочем, и на этом рынке технологии не стоят на месте. Главный производитель экранов для букридеров тайваньская фирма PVI уже перешла на экраны с более высоким разрешением, существенно приблизившись к полиграфическому качеству изображения, а весной 2010 года на смену легко бьющимся экранным стёклам придёт прочный пластик. Но самое главное — на рынок экранов выходят новые производители. Некоторые из них будут использовать аналогичные технологии, а значит, розничная цена самих букридеров сможет снизиться до 100 долларов США, что сделает их доступными значительно более широкому кругу потребителей. В 2010 году можно ожидать и появления в продаже букридеров (и других мобильных устройств) с экранами, выполненными на основе технологий, которые будут сочетать энергоэффективность «электронных чернил» с цветом и быстрой сменой картинки, — mirasol и Pixel Qi.
Виновата во внезапно вернувшейся любви к Tablet PC, впрочем, не столько компания Джобса, сколько ситуации на рынке. Многие производители уже пытались, правда почти без особых успехов, вывести на рынок такие устройства ещё 3—4 года назад. Однако они оказались весьма дороги, медлительны, а реализация сенсорного интерфейса оставляла желать лучшего. И это лучшее время, в общем, настало: ЖК-экраны подешевели, сенсорный интерфейс успел стать чуть ли не стандартом в сфере мобильных устройств (этим, впрочем, мы обязаны как раз Apple с её iPhone как законодательнице моды) и скоро прид ёт даже в обычные ноутбуки. Подешевела и начинка, став при этом и более мощной.
Кто победит: Android или iPhone?
Такие экраны, впрочем, пригодятся не только для компьютеров (как привычных, так и непривычных), но и для более распростран ённых устройств — смартфонов. С ними связана ещё другая примечательная тенденция развития мобильного хай-тека: смартфоны потихоньку начинают вытеснять с рынка обычные мобильные телефоны. Телефон без возможности подключения к Сети или хотя бы без программ, позволяющих пользоваться сервисами мгновенных сообщений и подключаться к социальным сетям типа Facebook и Twitter, уже начинает восприниматься пользователями как устройство из прошлого века. Видимо, с такими телефонами (только для звонков и СМС) произойд ёт та же история, что и с наручными часами: когда только появились мобильные телефоны, некоторым пижонством считалось сверяться со временем на их экранах, а не по циферблатам наручных часов. Технология прошла полный цикл до массового рынка, и теперь пижонством уже считается иметь помимо мобильника ещё и часы.
Индустрия с радостью откликнулась на запросы пользователей мобильных устройств начавшимся переделом рынка. Компании, ранее доминировавшие на рынке, начинают отступать. Nokia ещё цепляется за рынок обычных телефонов и теряет нишу смартфонов. Уходит оттуда и Microsoft, когда-то почти безраздельно господствовавшая на рынке ОС для смартфонов со своей нечеловечески прекрасной (ну, то есть обычные пользователи её прекрасность оценить так и не смогли) Windows Mobile. Nokia даже решила отказаться от ОС Symbian в пользу новой ОС Maemo, а Microsoft постаралась отлакировать свои «Мобильные окна». За эти компании можно порадоваться — они уходят с мобильного рынка не слишком торопясь и с приличествующими случаю ритуалами.
Но главная история на этом рынке будет в 2010 году писаться другими: нас может ожидать захватывающее зрелище битвы гигантов — Apple, уже занявшей со своим iPhone весьма приличную долю рынка смартфонов, и Google, который не только выпустил на свободу бесплатную ОС Android, но и, по упорным слухам, готов начать продажи собственных смартфонов Nexus One чуть ли не 5 января 2010 года по удивительно низким ценам. Не исключено, что Google действительно может позволить себе субсидировать продажи новых устройств, если решит вторгнуться на рынок смартфонов. У этих двух компаний есть аргумент, который за последний год стал очень существенным для потребителя, — большой запас программ, устанавливаемых напрямую из смартфона: для пользователей смартфонов важны уже не только технические параметры устройств, но и то, что они смогут с помощью дополнительных программ своим смартфоном сделать. Android Market пока на порядок отстаёт от App Store для iPhone, но его рост ускоряется. Так что, если новогодние праздники вас не слишком затянут в тарелку с оливье, запасайтесь, как говорится, попкорном.
Вслед за медными проводами уходит и GSM
Мобильный интернет, вовсю заявивший о себе уже несколько лет назад, получит дополнительный толчок в 2010-м. Так же, как окончательно устарела телефонная связь по проводам, стареют и стандарты мобильной связи. На смену уже устаревающим (хотя и только что появившимся, например, в Москве) стандартам третьего поколения мобильной связи идут новые. В Швеции первая сеть стандарта LTE уже запущена под Рождество, на 2010 год запланирован запуск сетей в США, Японии и других странах Европы. Главный плюс нового стандарта — действительно широкополосный доступ в интернет с мобильных устройств со скоростью, уже сравнимой со стационарным подключением.
Когда-то телефон в доме был экзотикой. Чуть позже наличие городского телефона стало нормой. Сейчас отсутствие обычного телефона в квартире мало кого смущает. Современные технологии медленно, но верно вытесняют ту телефонию, которая ещё недавно считалась традиционной. Классическое представление о домашнем телефоне уходит из быта. Если в России операторы и провайдеры ещё не очень активно продвигают альтернативные способы связи и только дешевеющая сотовая связь влияет на объём звонков через городскую телефонную сеть, то в Великобритании появилось много способов избавиться от домашнего телефона.
Вместе с ростом скорости доступа всё более актуальными для рынка мобильной связи будут технологии интернет-телефонии, о чём свидетельствуют два громких события в этой сфере в 2009 году: выход на рынок использующего технологию VoIP сервиса Google Voice (после скандала с запретом интеграции сервиса в iPhone и сеть AT&T из состава совета директоров Apple даже вышел глава Google Эрик Шмидт) и продажа eBay своего «телефониста» — крупнейшего в мире провайдера интернет-телефонии Skype. Кажется, Google не только стремится на рынок мобильных устройств, но и всерьёз решил стать оператором связи, к концу года ещё и прикупив IP-сервис Gizmo. Не исключено, что если не в 2010-м, то в 2012—2013 годах уже Google и Skype, а не старые телекомы могут стать влиятельными игроками рынка мобильной связи.
Вместе с изменением железа и всё большим проникновением широкополосного доступа другой становится и сама Сеть. Главные тенденции, только проявившиеся в 2009 году, вовсю наберут силу в 2010-м. И все они связаны с взаимодействием Сети с реальностью — реальными временем и пространством, реальным обществом и настоящими знаниями.
Сеть для реальности
Интернет постепенно становится real time web — сетью реального времени. Не слишком упрощая историю, можно сказать, что раньше пользователи имели дело с Сетью как с совокупностью статичных веб-страниц, которые можно смотреть (читать) в веб-браузере и параллельно с которой можно было общаться с помощью электронной почты, IM-программ и интернет-телефона. Поисковые роботы время от времени — сначала неторопливо, а потом всё быстрее и быстрее — обходили все эти страницы, через какое-то время делая доступной ту информацию, которую они содержали. Несколько лет назад появилась технология RSS, которая позволила значительно ускорить получение новой информации.
Теперь в Сеть пришли новые технологии оперативного обмена данными. Когда вы пишете что-то в Twitter, то этот текст сразу оказывается не только на вашей странице, но и на страницах тех, кто подписан на ваши записи. И ещё на странице результатов поиска какого-нибудь пользователя Google, если ваша запись подходит к теме запроса. И ещё в агрегаторе Frienfeed и т.д. А когда вы оставите комментарий к этой статье, то Facebook мгновенно оповестит меня об этом, а также продублирует его на наших страницах в социальной сети, а также на странице «Частного корреспондента» в Facebook. Когда я начинаю обсуждение какой-то темы с коллегами в Google Wave, то я не жду, как раньше, их ответов электронной почтой и не скачу между окнами «аськи», а вижу, что пишут участники дискуссии и какие правки в документ они вносят прямо сейчас, именно в это мгновение, без всяких задержек и отсрочек.
Синхронизируясь с временем реальной жизни, Сеть уже давно осваивает реальное пространство через геолокацию: вокруг определения местоположения пользователя построено уже громадное количество интернет-сервисов. В 2009 году интернет вторгся в реальность ещё по двум направлениям. Во-первых, Google (куда же без него?) анонсировал навигационную систему, которая будет работать на более универсальном, чем GPS-навигатор, устройстве — на смартфоне (правда, с ОС Android, смайл), сделав геолокацию более удобной и доступной для пользователей мобильной связи. Другой прорыв, в котором тоже успела поучаствовать Google новой программой Goggles, — выпуск на рынок программ «дополнения реальности». Вы наводите свой смартфон — iPhone или Android — на обложку книги, здание, статую — и телефон выдаёт вам информацию об этом объекте в реальном времени. Это, конечно, ещё не очки Терминатора, но до них уже рукой подать.
Сеть, впрочем, вообще стала «умнее». Как и раньше, поисковики стараются выдавать в первой же строчке нужный пользователю результат (и ещё миллионы ссылок в ответ на его поисковый запрос, хотя понятно, что дальше второй-третьей страницы он не пойдёт, но…), но в 2009 году мы присутствовали при большом рождении Web 3.0 — «умной Сети», результаты поиска по которой могут, например, оказаться классифицированной и отсортированной информацией: поисковая машина сама «поймёт», что Baudrillard — это философ, и снабдит меня ссылками не только на его биографию, но также на книги, фильмы и т.д. В 2009 году в Сети появилась и «машина ответов» Wolfram|Alpha, которая пытается выдавать походящие на осмысленные ответы к поисковым запросам, опираясь и на Сеть, и на терабайты оцифрованных знаний человечества.
В будущем Facebook заменит нам всё. Или практически всё. Блоги, фотохостинги, сервисы закладок, новостные агрегаторы, твиттер, «Одноклассников», частично почту и обмен короткими сообщениями. Заменит френдленту, газеты и журналы. А также постарается заменить информационные порталы и поисковые системы. Но этого, слава богу, не получится. У нас ещё что-то останется. Помимо Facebook.
В 2009 году в Сети случилось событие, на которое, кажется, СМИ не обратили должного внимания. То есть не заметить очередного рубежа числа пользователей Facebook сложно, но если в начале года сеть взяла 300-миллионный рубеж, то 350 млн пользователей — даже не новость. Однако если спросить Wolfram|Alpha, то окажется, что «население» Facebook на 45 млн человек превысило население США и в 2010 году продолжит расти дальше.
Построенный как и прочие социальные сети, Facebook стал самым успешным из них, удачно «продублировав» реальные сети взаимоотношений, связывающих людей в обществе. На наших глазах вырастает новая виртуальная реальность, дополняющая и отражающая наш социальный мир на экране компьютера. Главный конкурент и партнёр по развитию интернета для этой социальной сети — Google. Только если Google пытается собрать и «продать» всю накопленную человечеством информацию, то Facebook — собрать всё человечество в своих профилях. Может быть, в России Facebook ещё не стал таким же популярным, как Vkontakte, в своё время сделавшим всё для того, чтобы на Faceboook походить, но всё ещё впереди.
Что же мы имеем в итоге года? Хотя всякое подведение итогов, скажем честно, произвольно и промежуточно (а может быть, благодаря этому), решимся отметить одну, наверное, банальную особенность нашей современной жизни — даже кризис не помешал человечеству всё глубже срастаться с Сетью. Напротив, судя по тому, как и какие IT-технологии в 2009 году заявили о себе, экономические испытания помогли проявить себя самым ярким, интересным и просто самым востребованным. И кажется, ещё не всем. Уже очевидно, что в 2010 году нас ждёт много всего интересного.