«Нормы Конституции-2004 неоднократно были предметом существенной критики со стороны ведущих европейских институтов - Венецианской комиссии, ПАСЕ и отдельных международных экспертов. По их мнению, положения Закона были противоречивыми, не соответствовали цели «конституционной реформы», европейским стандартам в этой сфере, а также украинским обязательствам, принятым при вступлении в Совет Европы, определялись потенциальными источниками конфликтов между Президентом и Правительством», - обращаясь к тем, кому небезразлично мнение Европы относительно Конституции-2004, заявила в авторской статье Министр юстиции Украины Елена Лукаш, размещенной в информационном агентстве Интерфакс.
По ее словам, эксперты Венецианской Комиссии акцентировали внимание на:
-несовместимости привязки мандата к членству в парламентской фракции, ссылаясь на то, что члены Парламента должны представлять народ, а не свои партии;
-расширении полномочий прокуратуры, противоречит европейским стандартам в этой сфере, а также украинским обязательствам, принятым при вступлении в Совет Европы;
- возможном наложении полномочий Президента и Правительства, что, в свою очередь, является угрозой политических конфликтов между ними;
- сохранении за Президентом полномочия инициировать процедуру выражения недоверия Кабинету Министров, что противоречило цели «конституционной реформы»;
- потенциальной угрозе политического кризиса в случае неспособности Парламента сформировать стабильное большинство для формирования Правительства и т.д.
«Венецианская Комиссия пришла к выводу, что конституционные изменения 2004 года не позволяют достичь цели конституционной реформы - установление сбалансированной и функциональной системы правления», - подчеркнула Елена Лукаш. Об этом сообщает пресс-служба Минюста.
«Кроме того, аналогичная критика изменений в Конституцию Украины в 2004 году неоднократно высказывалась Парламентской ассамблеей Совета Европы в ряде своих резолюций в течение 2004 - 2010 годов, посвященных, в частности, функционированию демократических институтов в Украине и состоянию демократии в Европе. ПАСЕ неоднократно отмечала, что в отношении принятых в 2004 году поправок в Конституцию Украины остро стоит вопрос их совместимости с европейскими стандартами», - говорится в статье.
В частности, ПАСЕ:
- отмечала, что полностью пропорциональная система с закрытыми партийными списками не гарантирует выборов в Парламент, которые бы представляли украинское общество во всем его разнообразии;
- подчеркивала необходимость нейтральности должности Председателя СБУ, назначение на должность и увольнение с должности которого после изменений осуществлялось Парламентом по представлению Президента;
- критиковала изменения относительно функционирования судебной власти и невозможности надлежащего реформирования судебной системы в соответствии с европейскими стандартами и ценностями без четкого разделения полномочий и надлежащей системы сдержек и противовесов.
«Также, - отмечается в статье, - ПАСЕ регулярно обращалась к вопросу императивного мандата народного депутата, введенного конституционными изменениями 2004 года, и призвала к их пересмотру, в качестве такого, что не соответствует принципам демократии и верховенства права и является неприемлемым в демократическом государстве; акцентировала внимание на несоответствии принятых в 2004 году положений относительно прокуратуры взятым Украиной при вступлении в Совет Европы обязательствам и подчеркивала, что Конституцией 2004 года в реформе прокуратуры был сделан шаг назад».