С 1 ноября проводить оценку движимого и недвижимого имущества для целей налогообложения могут лишь эксперты, получившие специальный сертификат по специализации «Оценка для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством» в рамках соответствующего направления оценочной деятельности (оценка материальных объектов или целостных имущественных комплексов, паев, ценных бумаг, имущественных прав и нематериальных активов). Получить сертификат имеет право любой субъект оценочной деятельности, имеющий действующий сертификат по другой специализации в рамках того же направления, при условии соответствия квалификационным требованиям в отношении внешнего контроля качества.
При этом оценка должна проводиться согласно Порядку проведения оценки для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством.
Впрочем, отчеты об оценке, составленные по старым правилам до 31 октября 2013 г. включительно, еще могут использоваться при условии, что срок их действия не истек (он не может составлять более 3-х месяцев с момента оформления отчета). Следовательно, последним днем, когда теоретически может быть использован отчет оценщика, не имеющего специального сертификата, является 31 января следующего года.
2. Вступили в силу постановления Кабмина для целей трансфертного ценообразования
25 октября вступило в силу постановление Кабмина № 763, которым утвержден Порядок расчета и применения рыночного диапазона цен и рыночного диапазона рентабельности для целей трансфертного ценообразования. Документом, в частности, предусмотрено, что каждому значению выборки, начиная с минимального, присваивается порядковый номер. Если выборка содержит два и более одинаковых значений, в нее включаются все такие значения. В выборку не включается цена контролируемой операции.
Кроме того, 25 октября вступили в силу постановления КМУ № 749, которым утвержден процентный диапазон цен для некоторых товарных позиций согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности для целей трансфертного ценообразования, и № 764, определяющее Порядок согласования цен в контролируемых внешнеэкономических операциях, по результатам которого заключаются договоры, имеющие двусторонний или многосторонний характер, для целей трансфертного ценообразования.
3. Кабмин одобрил отмену коэффициентов, применяемых к ставкам экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации ТС
Кабинет Министров одобрил проект изменений в Налоговый кодекс в части отмены коэффициентов, применяемых к ставкам экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств.
Предполагается, что размер экологического налога будет зависеть от размера расходов на оплату услуг по организации и проведению работ, связанных с утилизацией отходов, образующихся в результате утраты транспортным средством своих потребительских свойств. В этом случае ставки экологического налога составят: на легковые автомобили - 5,5 тыс. грн., для грузовых автомобилей - 11 тыс. грн.
4. НБУ напомнил о продаже поступлений в иностранной валюте от сделок по ВЭД
НБУ в письме № 28-312/1652/6131 напоминает, что п. 2 постановления НБУ № 163 «Об изменении сроков расчетов по операциям экспорта и импорта товаров и введении обязательной продажи поступлений в иностранной валюте» установлено требование об обязательной продаже на межбанковском валютном рынке Украины поступлений в иностранной валюте в виде валютной выручки резидентов от продажи товаров по внешнеэкономическим договорам.
Согласно ст. 387 Хозяйственного кодекса субъекты внешнеэкономической деятельности после уплаты предусмотренных законом налогов и сборов (обязательных платежей) самостоятельно распоряжаются валютной выручкой от проведенных ими операций, кроме случаев введения Национальным банком требования по обязательной продаже части поступлений в иностранной валюте.
Помимо прочего, напоминается, что Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно расширения инструментов влияния на денежно-кредитный рынок» внесены изменения в ст. ст. 25 и 44 Закона «О Национальном банке Украины», согласно которым НБУ наделяется правом вводить требования по обязательной продаже части поступлений в иностранной валюте, а также устанавливать порядок проведения обязательной продажи и размер поступлений в иностранной валюте, подлежащих обязательной продаже.
Кроме того, отменено письмо относительно представления декларации о валютных ценностях, которым был установлен механизм реализации положений ст. 9 Декрета Кабмина от 19 февраля 1993 г. № 15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля».
5. Процедура внутреннего аудита профучастников фондового рынка усовершенствована НКЦБФР
НКЦБФР приняла решение «Об утверждении Положения об особенностях организации и проведения внутреннего аудита (контроля) в профессиональных участниках фондового рынка». Документом уточнены требования к лицам, которые не могут быть работниками структурного подразделения, должностным лицом службы внутреннего аудита, а также порядок назначения лица, временно исполняющего обязанности руководителя структурного подразделения или должностного лица службы внутреннего аудита в при увольнении или отсутствии указанных лиц и т. п.
Положение разработано в соответствии со ст. 8 Закона «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине», ст. ст. 15-1 и 21 Закона «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг». Также НКЦБФР внесла изменения в Положение о пруденциальных нормативах.
6. Налоговая уведомила, какие таможенные платежи уплачиваются при импорте товаров
Налоговая служба в разъяснении напоминает, что при ввозе субъектами хозяйствования на таможенную территорию Украины товаров в таможенном режиме импорта уплачиваются следующие таможенные платежи:
- ввозная пошлина согласно ч. 1 ст. 286 Таможенного кодекса по ставкам, установленным Законом «О таможенном тарифе Украины». В случаях, предусмотренных законами Украины, товары, помещенные в таможенный режим импорта, облагаются сезонной пошлиной и/или особенными видами пошлины;
- НДС согласно разделу V Налогового кодекса по ставке 20 % базы налогообложения до 31.12.2013 г. включительно, а с 01.01.2014 - по ставке 17 %;
- акцизный налог по ставкам, установленным п. 215.3 ст. 215 разд. VI НК, в случае принадлежности товаров к подакцизным, определенной ст. 215 НК.
Также напоминается, что согласно положениям действующего законодательства финансовая отчетность предприятия включает: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале и примечания к отчетам.
7. Разъяснено, какие предприниматели не обязаны обеспечивать возможность расплачиваться карточкой
Налоговая служба в разъяснении уведомила, что обеспечивать возможность осуществления держателями электронных платежных средств расчетов за проданные товары (оказанные услуги) с использованием электронных платежных средств обязаны лишь те субъекты хозяйствования, которые при продаже товаров (оказании услуг) используют регистраторы расчетных операций.
При этом от обязательного принятия электронных платежных средств освобождаются предусмотренные законом заведения общественного питания закрытого типа, обслуживающие определенный контингент потребителей, а также субъекты хозяйствования, осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс. чел.
8. Минсоцполитики уведомляет, что отчет о принятых работниках в службу занятости не предоставляется
Минсоцполитики в письме № 728/021/106-13 напоминает, что отчет по форме № 5-ПН не нужно подавать в службу занятости, а штрафные санкции за непредставление такого отчета не применяются. Так, Министерство уведомляет, что приказ Минсоцполитики от 14.07.2011 г. № 279 «Об утверждении формы отчетности № 5-ПН «Отчет о принятых работниках» и инструкции по ее заполнению» принимался в соответствии с требованиями п. 4 ст. 20 Закона «О занятости населения» в редакции от 01.03.91 г. № 803и абз. 2 п. 2 ч. 2 ст. 35 Закона «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы».
В связи с прекращением действия Закона «О занятости населения» № 803 и внесением ряда существенных изменений в законодательство, в том числе в Закон «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы», на сегодняшний день продолжается работа по приведению законодательства в соответствие с действующим Законом «О занятости населения» № 5067.
9. Предпринимателям напомнили о порядке проведения фактической налоговой проверки
Налоговая в разъяснении от 25.10.2013 г. уведомляет, что в соответствии с п. 80.1 ст. 80 НК фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика. При этом перед началом фактической проверки по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетных операций и ведения кассовых операций должностными лицами контролирующих органов на основании пп. 20.1.9 п. 20.1 ст. 20 НК может быть проведена контрольная расчетная операция (п. 80.4 ст. 80 НК).
При осуществлении проверки должностными лицами может проводиться хронометраж хозяйственных операций. По результатам хронометража составляется справка, которая подписывается должностными лицами контролирующего органа и должностными лицами субъекта хозяйствования либо его представителя и/или лицами, фактически осуществляющими хозяйственные операции (п. 80.8 ст. 80 НК).
Кроме того, согласно нормам действующего законодательства налоговики имеют право осуществлять контроль за начислением зарплаты. При этом решения органов доходов и сборов предлагают обжаловатьв Совете при Госпредпринимательства.
10. Депутаты хотят упростить подачу финотчетности субъектам микропредпринимательства
Комитет по вопросам экономической политики рекомендует парламенту принять за основу и в целом законопроект № 3138 о внесении изменений в Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (относительно порядка составления и представления финансовой отчетности для субъектов микропредпринимательства).
Проектом предлагается уточнить требования для субъектов микропредпринимательства по представлению финансовой отчетности. В частности, юридические лица, относящиеся к субъектам микропредпринимательства, согласно нормам Хозяйственного кодекса, как и другие юридические лица, отвечающие критериям, определенным Налоговым кодексом, обязаны составлять и подавать в соответствующие органы финансовую отчетность, предусмотренную для субъектов малого предпринимательства, один раз в год.
Реализация положений проекта закона, по мнению законодателя, будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности государства, развитию предпринимательства и упрощению деятельности субъектов микропредпринимательства.