Председатель ВСУ Василий Онопенко обратился в Совет судей админсудов Украины с просьбой безотлагательно предоставить рекомендацию о досрочном освобождении Пасенюка А.М. от должности председателя ВАСУ за неподобающее выполнение и превышение своих полномочий, нарушение Конституции и законов Украины.
Такие действия председателя ВАСУ, отмечает Онопенко, негативно отразились на становлении и развитии административной юстиции в Украине, способствовали появлению стойких негативных тенденций в деятельности ВАСУ и других админсудов, обусловили отход ВАСУ от определенных законом принципов осуществления судопроизводства. Это также создало возможность для противозаконного влияния на процедуру формирования судейского корпуса административных судов и предпосылки для неодинакового применения административными судами законодательства, неправильного и незаконного решения ими дел, невыполнения ими задач по судебной защите прав, свобод и интересов физических и юридических лиц.
Такие выводы председателя ВСУ базируются на изучении Верховным Судом Украины совместно с Советом судей Украины состояния организации и осуществления судопроизводства в административных судах.
В принятом по результатам рассмотрения материалов изучения Постановления совместного заседания президиума ВСУ и президиума Совета судей Украины от 3 апреля 2009 г. ? 7 констатировано, что административными судами не обеспечивается эффективная судебная защита прав, свобод и интересов граждан, прав и интересов юридических лиц в сфере публичных правоотношений от нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами.
Особенное внимание в указанном постановлении уделено состоянию организации и осуществления судопроизводства в ВАСУ, деятельность которого, учитывая его правовой статус для судебной практики административных судов, является определяющей. Признано, что состояние организации деятельности ВАСУ является неудовлетворительным. Фактически установлена основная субъективная причина такого состояния – необеспечение председателем ВАСУ Пасенюком А.М. осуществления полномочий относительно организации деятельности этого суда в соответствии с действующим законодательством Украины.
Во время изучения организации и осуществления судопроизводства в ВАСУ обнаружены многочисленные случаи нарушения председателем этого суда требований Конституции Украины, ЗУ «О судоустройстве Украины», КАСУ и других законов Украины.
Установлено невыполнение или неподобающее выполнение им должностных обязанностей председателя ВАСУ, предусмотренных статьей 41 ЗУ «О судоустройстве Украины», в частности относительно: осуществления организационного руководства деятельностью суда; образования судебных палат и внесения на утверждение президиума суда предложений относительно их персонального состава; руководства организацией работы судебных палат, осуществления руководства работой аппарата суда; организации ведения и анализа судебной статистики, изучения и обобщения судебной практики; внесения представлений о назначении и избрании бессрочно судей местных и апелляционных административных судов, высшего специализированного суда; утверждения штатного расписания и сметы расходов на содержание суда; организации повышения квалификации судей и работников аппарата суда.
Эти и другие нарушения закона в значительной мере обусловили обнаруженные во время изучения характерные для ВАСУ и других административных судов недостатки в осуществлении ими административного судопроизводства, в частности: нарушение правил подсудности и выход за пределы компетенции административных судов; нарушение сроков передачи и порядка очередности передачи исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб судьям-докладчикам; ошибки в применении норм материального и процессуального права, неправильное и неодинаковое применение законодательства, неучет судебной практики Верховного Суда Украины при решении большинства категорий дел; нарушение определенной законом процедуры рассмотрения дел, порядка составления и оформления процессуальных документов.
Кроме того, Пасенюком А.М. нарушен предусмотренный ЗУ “О судоустройстве Украины” порядок образования судебных палат, формирования судебных коллегий, для рассмотрения дел относительно избирательных споров, созданы предпосылки для вмешательства в осуществление судопроизводства в этих делах, игнорирования правовых гарантий независимости судей. Идет речь об издании им приказов от 22 сентября 2009 г. ? 367-к, от 30 сентября 2009 г. ? 30/об и распоряжение от 16 октября 2009 г. ? 15, которыми нарушены базовые правовые принципы организации органов судебной власти, в частности и ВАСУ.
Вопреки требованиям ч. 3 ст. 38 ЗУ «О судоустройстве Украины», которая предусматривает, что в высшем специализированном суде могут образовываться судебные палаты для рассмотрения отдельных категорий дел по определенной специализации, Пасенюком А.М. образованы судебные палаты в порядке очередности – первая, вторая, третья и четвертая. Своим приказом от 30 сентября 2009 г. ? 30/о Пасенюк А.М. установил, что кассационные жалобы по делам касательно социальных вопросов распределяются равномерно между первой, второй и третьей судебными палатами. Аналогичный порядок установлен для жалоб по делам, связанных с избирательным процессом или процессом референдума, которые поступают после избирательного процесса или процесса референдума. Это свидетельствует об отсутствии определения четкой специализации этих палат и их условности (формальность их образования).
Этим же приказом установлено, что распределение жалоб по делам, связанных с избирательным процессом или процессом референдума (во время их проведения), осуществляется в порядке очередности каждому из судей судебных составов, образованных отдельным распоряжением председателя ВАСУ. Распоряжением от 16 октября 2009 г. ? 15. председатель ВАСУ определил перечень судей этого суда, которые рассматривают заявления и жалобы, связанные с избирательным процессом очередных выборов Президента Украины 17 января 2010 г. (всего 20 судей, которые входят в состав разных палат). Этим распоряжениям также установлено, что в случае необходимости состав судебной коллегии для рассмотрения заявлений и жалоб, связанных с избирательным процессом очередных выборов Президента Украины, формируется председателем Высшего административного суда Украины.
На незаконность таких решений Пасенюка А.М. указали президиум Верховного Суда Украины и президиум Совета судей Украины, которые в своем постановлении от 13 ноября с.г. ? 47 констатировали, что закон не наделяет председателя ВАСУ полномочиями относительно образования так называемых составов для рассмотрения жалоб по делам, связанных с избирательным процессом и процессом референдума.
Осуществление Пасенюком А.М. отбора судей для рассмотрения дел об избирательных спорах и определение порядка формирования судебных коллегий для рассмотрения таких дел в способ, который не отвечает требованиям закона, свидетельствует о грубом нарушении им конституционных принципов законности при организации судопроизводства (ст.ст. 6, 8, 19, 129 Основного Закона Украины), противоправный перевод решения этих вопросов в так называемый «ручной режим».
В указанных приказах и распоряжении Пасенюка А.М. видятся нарушения правовых принципов организации деятельности ВАСУ, очевидное превышение им должностных полномочий, фактическое вмешательство в осуществление судопроизводства. Кроме того, это ставит под сомнение полномочность сформированного в незаконный способ состава суда и законность осуществления ВАСУ судопроизводства при рассмотрении дел, связанных с выборами Президента Украины, что может негативно отразиться на обеспечении судебной защиты избирательных прав граждан, хода избирательного процесса.
Председатель ВСУ обращает внимание на то, что по имеющейся информации ВАСУ в составе судебных коллегий, образованных с нарушением закона, уже рассмотрены десятки дел, связанных с выборами Президента Украины. В таком составе ВАСУ постановлены судебные решения, которые касаются решений ЦИК (в частности, относительно регистрации кандидатов в Президенты Украины), которые имеют важное значение для обеспечения проведения выборов на принципах, определенных Конституцией Украины и ЗУ «О выборах Президента Украины».
Следствием формирования Пасенюком А.М. судебных коллегий в способ, который не отвечает закону, стало принятие ими разных решений по аналогичным вопросам, которые являются недопустимыми для суда в принципе, а тем более – для более высокого. Таким образом, уже можно говорить о неодинаковом (следовательно, неправильном и незаконном) решении ВАСУ избирательных споров.
Эти факты, по убеждению Василия Онопенко, свидетельствуют о неподобающем выполнении председателем ВАСУ Пасенюком А.М. должностных полномочий, их превышения, систематическом нарушении им Конституции и законов Украины, стойкую склонность к игнорированию требований законодательства и деятельности в не предусмотренный законом способ. Более того, невзирая на неоднократную констатацию этих нарушений в официальных документах и соответствующие рекомендации, в том числе со стороны президиума ВСУ и президиума Совета судей Украины, относительно их устранения, Пасенюк А.М. продолжает допускать нарушение закона при осуществлении своих полномочий. Вышеприведенное также дает основания для вывода о неспособности Пасенюка А.М. должным образом осуществлять полномочия председателя ВАСУ, обеспечивать организацию деятельности этого суда в соответствии с законом.
Председатель Верховного Суда Украины считает, что последующее пребывание Пасенюка А.М. на должности председателя ВАСУ ставит под угрозу выполнение админсудами их заданий относительно осуществления правосудия на принципах верховенства права, защиты гарантированных Конституцией Украины и законами прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества.
Исходя из изложенного и руководствуясь ч. 5 ст. 20 ЗУ «О судоустройстве Украины», решением Совета судей Украины от 31 мая 2007 года ? 50 «Относительно назначения судей на административные должности в судах общей юрисдикции и освобождения из этих должностей» председатель ВСУ просит Совет судей админсудов Украины безотлагательно принять решение о рекомендации досрочного освобождения Пасенюка А. М. с должности председателя ВАСУ.