Госкомпредпринимательства предложил сменить принцип уплаты единого налога предпринимателями. Ставка налога и предельный объем дохода малого бизнеса будут привязаны к минимальной зарплате.
Это означает ежегодное увеличение ставки единого налога, что уже с 2010 года позволит местным бюджетам получить больше доходов. Пострадают от новой реформы только Пенсионный и социальные государственные фонды.
В Госкомпредпринимательства был обнародован законопроект Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, который должен заменить указ президента 727 от 1998 года. Комитет разработал новые механизмы расчета единого налога, уплаты сборов в социальные госфонды, распределения доходов между государственным и местными бюджетами. С 1 января 2010 года размеры единого налога и максимального годового дохода предпринимателей, работающих по упрощенной схеме, должны быть привязаны к минимальной зарплате.
Сейчас малый бизнес платит единый налог ежемесячно в размере 20-200 грн. Но уже с 2010 года ставка налога должна будет составить 4-15% от минимальной зарплаты, установленной на 1 января каждого года. В проекте госбюджета-2010 заложена минимальная зарплата на начало года на уровне 681 грн.
Таким образом, ставка единого налога может составить 27,24-102,15 грн, а максимальная годовая выручка физических лиц – 510,750 тыс. грн (750 минимальных зарплат), юридических – 1,021 млн (1,5 тыс.), что на 10,75 тыс. грн и 21 тыс. грн больше, чем сейчас. Повышение уровня минимальной зарплаты в течение года не повлияет на размер ставки и годовой выручки.
Вся сумма единого налога плательщиков–физических лиц попадет в местные бюджеты, тогда как сейчас – только 43%. В результате регионы могут выиграть – получат до 102,15 грн с предпринимателя вместо нынешней максимальной суммы в 86 грн. Остальные 57% идут в Пенсионный фонд (42%) и социальные фонды (15%), но новый механизм предусматривает, что физические лица (кроме пенсионеров, инвалидов и тех, кто не нанимает работников) будут платить пенсионные и социальные взносы в размере 13% и 1% от минимальной зарплаты (суммарно 95,34 грн). От такой реформы фонды недополучат почти 19 грн с каждого предпринимателя. Физлица при максимальной ставке налога сэкономят всего 2,51 грн, а потери начнутся уже при минимальной зарплате в 700 грн – 3 грн.
В Госкомпредпринимательства от официальных комментариев отказались, неофициально пояснив, что плавающая ставка налога предложена для ежегодного пересмотра предельной выручки: "Мы хотим исключить проблему, когда цены растут, а ставка – нет". Снижения отчислений в Пенсионный и социальные фонды источник газеты объяснить не смог – до сих пор правительство пыталось увеличить пенсионные отчисления предпринимателей.
Перспективы принятия этого законопроекта в Верховной раде туманны. Замглавы комитета Рады по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Ксения Ляпина (Наша Украина–Народная самооборона) считает, что привязка ставки налога к минимальной зарплате делает для предпринимателей сложно прогнозируемыми свои налоговые затраты.
Эффективней, по ее мнению, было бы введение налоговой шкалы – чем выше доход, тем выше налог. А замглавы комитета Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Николай Круглов (Партия регионов) считает, что снижать отчисления в Пенсионный и социальные фонды в условиях дефицита средств нелогично – в противном случае придется дотировать их из госбюджета.