Государственный эксперимент: реформа здравоохранения

11:00, 9 сентября 2012
Что предстоит сделать нашему государству в этой сфере, что уже сделано и что планируется осуществить для улучшения медобслуживания населения, выясняла СУДЕБНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА.
Государственный эксперимент: реформа здравоохранения
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Не секрет, что в Украине качество медицинского обслуживания оставляет желать лучшего, а система здравоохранения, доставшаяся в наследство от СССР, нуждается в глубоких системных реформах. В этой статье мы попробуем разобраться в том, что предстоит сделать нашему государству в этой сфере, что уже сделано и что планируется осуществить для улучшения медобслуживания населения.

Общее направление реформ

Сразу скажем: реформа здравоохранения в Украине уже началась, и ее проведение урегулировано на законодательном уровне. Говоря об общем направлении этой реформы, следует обратиться к Основным концептуальным направлениям реформирования системы здравоохранения, утвержденным постановлением Кабмина №208 от 17.02.2010. Согласно этому документу, правительство выделяет 12 основных направлений, по которым необходимо реформировать систему здравоохранения. Рассмотрим некоторые из них – прежде всего, те, которые непосредственно касаются обычных людей.

Особый интерес вызывает разделение медпомощи на первичную, вторичную и третичную. Первичная – это амбулаторная помощь, предоставляемая врачом общей практики по месту жительства, вторичная предоставляется как амбулаторно, так и стационарно врачами узких специальностей, а третичная – это высокоспециализированная помощь с применением высокотехнологичного оборудования и специализированных медицинских процедур. Если обратиться к Основам законодательства Украины о здравоохранении, нужно отметить, что существуют также экстренная и паллиативная медпомощь (она предоставляется для облегчения страданий пациента, когда возможности его радикального лечения исчерпаны).

Такое разделение медпомощи, помимо прочего, означает и различные источники финансирования. Если первичная помощь полностью должна финансироваться из бюджета, и тем самым государство выполняет свои социальные гарантии о бесплатной медицине (ст. 49 Конституции), то услуги вторичной и третичной должны оплачиваться. Гарантированный минимум бесплатной медпомощи на сегодняшний день определен постановлением КМУ №955 от 11.07.2002. За исключением некоторых моментов (например, касающихся семейной медицины, о которой будет идти речь ниже), он соответствует требованиям Основных концептуальных направлений реформирования системы здравоохранения.

Одновременно с бесплатной медициной предусматривается предоставление платных медуслуг за счет средств физических и юридических лиц, благотворительности, а также за счет поступлений от страховой медицины. При этом поставлена цель создать такие условия финансирования здравоохранения, при которых какие-либо «неофициальные» платежи врачам, столь распространенные сейчас, будут принципиально невозможны. Это зависит от грамотного правового регулирования (в этой сфере нашему государству еще предстоит многое сделать) и требует построения эффективной системы контроля.

Вкратце хотелось бы сказать и о других основных направлениях реформы здравоохранения. Они касаются: проведения структурной реорганизации отрасли; решения вопроса об обязательном государственном медстраховании; улучшения состояния обеспечения населения лекарствами и изделиями медицинского назначения; совершенствования системы профилактики заболеваний; совершенствования подходов к кадровым вопросам; развития государственно-частного партнерства в здравоохранении, в т. ч. реализации инвестиционных проектов с привлечением частного капитала; мониторинга состояния финобеспечения социальных нормативов в сфере здравоохранения.

Государственный эксперимент

В настоящее время и вплоть до 2014 г. в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и Киеве проводится эксперимент по реформированию отрасли здравоохранения. Если он даст положительные результаты, эти реформы ждут всю Украину. Правовому регулированию данного эксперимента посвящен специальный Закон «О порядке проведения реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и городе Киеве» (далее – Закон). Суть эксперимента состоит в четком размежевании первичной, вторичной и третичной медицинской помощи при одновременном создании единой системы, позволяющей «синхронизировать» деятельность врачей на всех этапах оказания медпомощи.

На этапе оказания первичной помощи вводится так называемая семейная медицина. Согласно ст. 3 Закона, этот вид медпомощи оказывается амбулаторно по месту проживания (пребывания) пациента врачом общей практики (семейным врачом) и предусматривает предоставление консультаций, диагностику и лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и т. д., направление пациента для оказания ему вторичной или третичной медпомощи, а также предоставление неотложной помощи пациентам, не нуждающимся в экстренной вторичной или третичной медпомощи. Предоставление первичной медпомощи обеспечивают специальные центры, создаваемые на базе существующих учреждений здравоохранения, а также семейные врачи – предприниматели, которые могут пребывать с медучреждениями в гражданско-правовых отношениях. Любопытно, что пациент может раз в год сменить своего семейного доктора (Порядок выбора и изменения врача первичной медицинской (медико-санитарной) помощи и форм первичной учетной документации, утвержденный приказом МОЗ №756 04.11.2011). Финансирование указанных центров должно осуществляться за государственный счет на основании договоров на медобслуживание населения, заключаемых между главным распорядителем бюджетных средств и соответствующим медучреждением.

В этой статье мы не будем подробно рассматривать вопросы организации вторичной и третичной медпомощи в рамках проводимого эксперимента. В целом можно говорить о том, что эти виды помощи оказываются на базе существующих сейчас медучреждений.

Хочется отметить, что проводимый эксперимент имеет и сторонников, и противников. Положительной стороной так называемой семейной медицины является возможность каждого выбрать себе постоянного врача, что, несомненно, улучшит качество оказания первичной медпомощи. Однако противники реформы говорят о том, что семейный врач должен быть специалистом высокого класса, способным диагностировать и лечить большой спектр заболеваний пациентов разного возраста, от младенцев до стариков. К тому же, есть основания полагать, что всю систему здравоохранения ждет сокращение числа медучреждений (или численности их штатных сотрудников), а это точно не будет способствовать улучшению качества медобслуживания. В общем, как говорится, поживем – увидим. Пока что власти оптимистично настроены на этот счет, зато журналисты, исследуя вопрос, часто сталкиваются с негативной оценкой проводимого эксперимента со стороны как медиков, так и пациентов.

Страховая медицина

Как уже было отмечено, одним из направлений реформирования здравоохранения правительство определило создание условий для развития страховой медицины. В настоящее время в Украине она развита слабо – наибольшее распространение получила, пожалуй, в качестве части корпоративного соцпакета, предлагаемого некоторыми компаниями своим сотрудникам. Однако, видимо, в ближайшее время нас ждет законодательное урегулирование этого вопроса (специального закона о медстраховании пока нет), и, следовательно, развитие этой отрасли.

13 августа 2012 г. нардеп от ПР Антон Яценко зарегистрировал в парламенте законопроект №11077 «Об общеобязательном государственном медицинском страховании» (далее – законопроект). Если его примут в качестве закона, появление нового вида обязательного страхования нас ждет уже с начала2013 г.

Законопроектом предлагается ввести трехуровневую систему медстрахования. Первый уровень составит солидарная система общеобязательного медицинского страхования, для функционирования которой предлагается создать целевой государственный внебюджетный фонд. Второй уровень – накопительная система, базирующаяся на принципах накопления средств застрахованных лиц в Накопительном страховом фонде и финансирования расходов на оплату договоров пожизненного медицинского страхования и страховых выплат. Первый и второй уровень составят систему общеобязательного медстрахования, а третий – это система негосударственного добровольного медстрахования.

В перечень лиц, подлежащих общеобязательному медстрахованию, включены все категории занятого населения (в т. ч. предприниматели и самозанятые лица). Кроме того, предусматривается возможность добровольного участия в системе медстрахования лиц, для которых такое участие не является обязательным. В роли страхователей выступают работодатели, органы местного самоуправления и пр. Размер страховых взносов законопроектом не установлен – его должна устанавливать Верховная Рада, а соответствующие предложения будет вносить Кабмин одновременно с проектом закона о Госбюджете.

По мнению А. Яценко, принятие этого законопроекта позволит усовершенствовать законодательство о медицинском страховании и повысить уровень медобслуживания, в т. ч. за счет дополнительного финансирования медицины. При этом право на бесплатную медпомощь, установленное в Конституции, будет сохранено.

***

В этой статье затронуты лишь некоторые аспекты проводимой реформы здравоохранения. Отметим, что любое реформирование сопряжено с трудностями, и ошибки не исключены. Кроме того, у всякой реформы есть сторонники и противники. Однако бесспорно, что существующая система здравоохранения нуждается в кардинальной перестройке. Насколько эффективными окажутся проводимые реформы, покажет время. Хочется надеяться, что качество медобслуживания и, как следствие, качество жизни в результате внедрения нововведений только улучшится.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики