После запрета в июне игорного бизнеса активизировались другие способы выкачивания денег из легковерных любителей поиграть. Как сообщил член Нацкомиссии регулирования связи (НКРС) Сергей Мирный, в последнее время они завалены жалобами от зрителей, которые попались на удочку телевикторин. Чтобы защитить их, комиссия утвердила требования к договору на предоставление телекомуслуг: оператор должен бесплатно информировать абонента об условиях предоставления услуги, ее содержании и тарифах. Кроме того, информация о сумме платежа должна отображаться в счете отдельно, оператору запрещено отключать телефон при возникновении задолженности только за услуги контент-провайдеров.
"Мы разделили эту сумму на две части, чтобы защитить абонента. Теперь он может оплатить, например, только услуги связи, и телефон ему не отключат, а с контент-провайдерами пусть разбирается в суде. А там на стороне неудачливого игрока стоит закон о защите прав потребителей. Человек может доказать, что нарушены его права как потребителя, например, номер телефона был дан крупным шрифтом, а сколько стоит минута разговора — мелким или бегущей строкой, поэтому платить он необязан", — поясняет Мирный. По его мнению, суд, вероятнее всего, вынесет решение в пользу гражданина, и платить он не будет. А без разделения суммы за услуги связи на две части оператор связи должен был сперва оплатить выставленный ему полный счет (при этом деньги часто утекали за границу, где находятся "лохотронщики"), а потом долго бороться с абонентом, не желающим платить, отключая ему телефон и подавая иски.
Юрист Василий Мирошниченко уверен, что у такого иска судебная перспектива есть. По его мнению, поставщик услуг действительно нарушает закон о правах потребителей тем, что информация о стоимости услуг идет бегущей строкой и мелким шрифтом, а номер телефона, по которому надо позвонить, — крупно.
Тем временем в Украине появился новый вид обмана интернет-пользователей, правда, только тех, которые используют не выделенную линию, а пользуются модемом через телефон. По словам Мирного, при соединении с веб-узлом, абонент заходит на определенный сайт, где цепляет вирус, который имитирует для провайдера информацию, что с данного номера идет звонок (причем постоянно, много часов подряд!), например, на Кубу. Абонент и не догадывается о происходящем. Счета достигают десятков тысяч гривен. Только в сентябре в НКРС поступило 11 таких жалоб. Люди и компании оспаривают счета на суммы от 300 до 90 000 грн.
Кроме традиционного секса по телефону и псевдовикторин, появились вирусы, совершающие длительные звонки с вашего телефона за границу:
1. Псевдовикторины. Ведущая предлагает составить слово из набора букв на экране телевизора или по фрагменту лица известного человека назвать его фамилию, перезвонить на телестудию и якобы выиграть денежный приз. Минута разговора стоит 7-8 гривен, при этом попасть в эфир практически невозможно.
Другой вариант — "Узнай свою судьбу" у якобы известного экстрасенса, который по телефону рассказывает о жизни звонящего и его близких. Отвечает автоответчик, который 5-6 минут задает вопросы якобы для полноты информации. Потом связь обрывается и больше дозвониться не удается, т. к. ваш номер автоматически попадает в черный список. Приходит счет на 500-600 грн.
2. Секс по телефону. Плата за разговор взимается по высоким тарифам — 10-12 грн/мин., а сам разговор длится полчаса и более.
3. Интернет-ловушки. При подключении к интернету через телефон вы можете попасть на спецсайт, где вирус считывает ваш номер. После, даже если телефон и отключить, с него все равно идут многочасовые фальшивые междугородные звонки, как правило, за океан, потому что это дороже.