В августе, после годовщины российского вторжения в Грузию, тему защиты от внешних угроз стали активно обсуждать в Украине. Стоит ли бояться агрессии извне? Кто и как сможет защитить независимость страны в случае конфликта?
Северный ветер
Поводы для таких вопросов активно поставляет Россия. С недавнего времени от северного соседа потянуло пронизывающим холодом. Президент РФ Дмитрий Медведев в годовщину грузинского конфликта вносит в Госдуму поправки к закону "Об обороне", позволяющие применение российских войск для защиты граждан России за рубежом. При этом Медведев откровенно признается, что появление поправок "связано с известными событиями, происшедшими год назад", то есть с операцией по "принуждению к миру" Грузии.
На следующий день глава российского государства выступает с резким обращением в адрес украинского президента Виктора Ющенко. Медведев обвиняет Украину в "антироссийской позиции" во время войны в Грузии, а также заявляет, что в Южной Осетии "мирных жителей и российских миротворцев в Цхинвале убивали из украинского оружия". Вслед за этим Следственный комитет при прокуратуре РФ (СКП) оперативно подтверждает, что "в вооруженной агрессии в отношении Республики Южная Осетия принимали участие военнослужащие регулярных воинских подразделений министерства обороны Украины, а также не менее 200 членов украинской националистической организации УНА-УНСО". Иными словами, Москва пытается убедить самих россиян (в первую очередь), украинцев (во вторую очередь) и все мировое сообщество (в последнюю очередь), что Украина уже воевала с Россией в прошлом году.
Россия ищет любую причину для ссоры, говорят западные наблюдатели, комментируя "открытия" СКП. "Создается впечатление, что по неизвестным причинам руководство РФ ищет повод для того, чтобы применить против Украины резкие, а может, даже крайние действия. Было бы очень предусмотрительно спросить, зачем это делается, и готовиться к любому повороту событий", - заявил в комментарии Би-би-си Джеймс Шерр, руководитель программ России и Евразии в Королевском институте международных отношений Великобритании. Он уверен, что независимости Украины сейчас в большей опасности, чем 10 лет назад.
На днях Госдума РФ единогласно утвердила медведевские поправки к закону "Об обороне". "Мы просто подтягиваемся к тому, что уже есть в мире, когда приходится защищать национальные интересы, используя различные способы и методы", - успокаивает временный поверенный в делах России в Украине Всеволод Лоскутов. Киев же беспокоит именно то, что российское руководство не особо церемонясь относит Украину в сферу этих самых "национальных интересов" Кремля.
Запад второй фронт открывать не будет
Кто же сможет защитить независимость Украины в случае, если ей будет угрожать опасность? На помощь Запада надеяться не следует, ведь прошлогодняя реакция тех же стран НАТО на события в Грузии не выходила за рамки моральной поддержки.
Североатлантический альянс в последнее время внимательно прислушивается к требованиям России и все сдержаннее ведет себя с Украиной, для которой вступление в Североатлантический альянс – стратегическая законодательно закрепленная цель.
21 августа Украина и Альянс подписали декларацию о дополнении Хартии об особом партнерстве. Там, среди прочего, закреплено право Киева срочно созывать комиссию Украина-НАТО, если украинская сторона почувствует "прямую угрозу своей территориальной целостности, политической независимости или безопасности".
От кого может исходить угроза, прямо не написано, однако этот пункт вызвал резкое недовольство России. Постпред РФ Дмитрий Рогозин заявил, что теперь Украина "как бы имеет право втягивать в свои внутренние домашние дела крупнейший в мире военно-политический альянс". При этом Рогозин провел параллель с Грузией. Россия ясно дает понять, что считает Украину сферой своих интересов и не желает, чтобы НАТО мешала Москве вмешиваться в домашние дела Киева. В то же время, наличие аналогичного пункта в российско-натовских соглашениях почему-то не заставляет ни Рогозина, ни других подобных персонажей говорить о "вмешательстве НАТО во внутренние дела России"…
В Брюсселе к пожеланиям Кремля в последнее время прислушиваются все внимательнее. "НАТО не намерена оказывать военную помощь Украине и помощь в обеспечении (территориальной) безопасности", - заявил в августе официальный представитель Альянса Джеймс Аппатурай. С одной стороны, ничего предосудительного в таком заявлении нет: Украина пока не является членом Альянса, и положения 5-й статьи Североатлантического договора о коллективной защите на нее, естественно, не распространяется. С другой же стороны, украинский МИД такие слова расстроили. "Он поторопился, конечно, нельзя так говорить. А вдруг нам нужна будет военная помощь? Мы рассчитываем на помощь НАТО, если она нам понадобится. Иначе, зачем мы так долго сотрудничаем и почему являемся особым партнером?", - вопрошал замдиректора департамента НАТО МИД Вадим Пристайко. НАТО на украинские просьбы о помощи отвечает сдержанно. Мол, на данном этапе сотрудничество с Украиной ограничивается реформой украинской армии. Помимо прочего, новый генсек Альянса уже выразил готовность обсуждать предложение президента РФ Дмитрия Медведева о новой архитектуре безопасности в Европе. Поэтому активного заступничества от Североатлантического альянса ждать не стоит.
Надежды нет и на еще одно независимое от России межгосударственное объединение - ГУАМ. Конечно, его члены пообещали помогать друг другу в разрешении неурегулированных конфликтов, которое подрывают суверенитет, территориальную целостность и независимость, а также противодействовать "агрессивному сепаратизму". Во время конфликта в Грузии, когда Россия де-факто оккупировала два грузинских региона, Украина, Азербайджан и Молдова поддержали Тбилиси лишь на словах. Реакция на конфликт в любой другой из стран-членов ГУАМ будет такой же.
Заграница не поможет
Украинская интеллигенция решила просить помощи у мирового сообщества. Юрий Андрухович, Оксана Забужко, Вячеслав Брюховецкий, Семен Глузман, Николай Жулинский, Василий Кремень, Сергей Комисаренко, Мирослав Попович, Леонид Кравчук, Левко Лукьяненко и другие считают, что главная угроза безопасности Украины исходит от России.
"Российское руководство сознательно взяло курс на демонтаж действующей системы безопасности, ключевым направлением которого стало стремление подчинить Украину выполнению геостратегических интересов России", - говорится в обращении интеллигенции к Западу. По словам его авторов, Москва ведет беспрецедентную информационную войну против Украины, в российском обществе из украинцев формируется образ врага. Представители интеллигенции не исключили силового вмешательства Кремля во внутренние дела Украины "для подавления ее суверенитета и свободы, превращения Украины в территорию неделимого влияния и контроля со стороны России".
Для обеспечения реальных гарантий безопасности Украины авторы обращения предложили созвать международную конференцию стран-гарантов Будапештского меморандума, согласно которому Киев отказался от ядерного оружия в обмен на гарантии безопасности.
Будапештский меморандум предусматривает, что гарантами безопасности Украины выступают Великобритания, США и Россия. Эти страны пообещали "уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины", "воздерживаться от угрозы силой или ее применения" и не применять против Украины свои вооружения их вооружения, кроме как в целях самообороны или каким-либо иным образом в соответствии с уставом ООН. В случае если Украина станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия, трое гарантов пообещали добиваться немедленных действий со стороны Совета безопасности ООН.
Однако гарантии меморандума нивелируются тем, что сегодня угроза исходит как раз от одного из гарантов безопасности. Более того, Россия, как этот самый гарант, всегда может заявить, что никакой угрозы безопасности Украины нет и что необходимость созывать какие-то там срочные заседания попросту отсутствует. В конце концов, как постоянный член Совета безопасности ООН, она может просто наложить вето на любую резолюцию этого органа. В свою очередь, Вашингтон сейчас активно "перезагружает" отношения с Кремлем, отказавшись от развития системы ПРО в Восточной Европе и фактически отдав этот регион на откуп России. Кроме того, США и Великобритания - влиятельные члены НАТО. А про позицию Альянса относительно Украины уже было сказано выше…
Поведение Москвы по отношению к ее соседям беспокоит не только украинцев, но и граждан стран ЕС и США. Об этом говорят данные опроса, проведенного американскими и европейскими социологами в рамках проекта "Трансатлантические направления 2009 года". Большинство опрошенных американцев и европейцев считают, что ЕС, НАТО и США должны помочь Украине и Грузии в сфере безопасности. При этом как европейцы, так и американцы высказались за "оказание противодействия российскому влиянию".
Недовооруженные силы
Если помощи от Запада ждать не приходится, нужно надеяться лишь на собственные силы. Вооруженные. Однако текущее состояние украинской армии совсем не обнадеживает.
Проблема для Украины стандартная - нет денег. Дошло до того, что накануне Дня независимости произошло массовое отключение военных объектов от электричества. Комментируя ситуацию, главнокомандующий Вооруженных сил Украины генерал армии Сергей Кириченко предупредил, что "это только цветочки".
Так, по его словам, украинским ВВС бюджетных денег хватает на боевую подготовку лишь истребительной авиации, которая стоит на боевом дежурстве. "Все другие виды авиации, в том числе истребительная, которая не привлекается к боевому дежурству, в этом году не готовятся", - отметил Кириченко. Из-за нехватки денег Украина в этом году отказалась и от традиционных международных военных учений.
От хронического недофинансирования украинская армия страдает последние несколько лет. Оснащение Вооруженных сил Украины морально устарело, и сегодня армия может лишь "условно" отразить нападение "условного" противника.
Но и это еще не все. Даже если ВС начнут получать все необходимые средства в полном объеме, то адекватной боеспособности украинская армия сможет достичь лишь через 5-7 лет. В этом уверен директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак. "При любых усилиях армия Украины в ближайшие 3-5 лет будет беззащитной", - пишет он в статье для "Зеркала недели".
Выходит, Украина имеет бреши в обороне, которые не в состоянии закрыть ни собственными силами, ни с помощью западных стран. Какие еще могут быть варианты для нашей страны, ведь вступление в НАТО – теперь дело весьма отдаленной перспективы, а защита нужна уже сегодня? Провозгласить нейтралитет или сдаться на милость Кремля (что по сути – одно и то же)? Или учитывая мировые геополитические тенденции, которые указывают на усиление в будущем таких стран как Китай, Индия и Бразилия, сделать акцент на отношениях с ними, постепенно приходя и к военной взаимопомощи. Правда, Бразилия - далеко, и ее будущее усиления связывают исключительно с экономикой, а не с военной мощью. В свою очередь Индия наращивает собственные военные мускулы в том числе и за счет тесного сотрудничества с Россией, так что и на Дели особо надеяться не стоит. А вот Китай… Отношения Поднебесной с Российской Федерацией вряд ли можно назвать безоблачными, да и о зависимости Пекина от Москвы говорить не приходится. Плюс Китаю ни в краткосрочной, ни в среднесрочной перспективе отнюдь не выгодно усиление России за счет получения контроля над Украиной…
Это, правда, пока что больше теоретические рассуждения. Однако, кажется, пришло время, когда этими теориями должны серьезно заняться высшие органы власти страны. Например, Совет национальной безопасности и обороны, которому уже давно пора бросить политические игрища и заняться решением насущных профильных проблем.