Несмотря на прилагаемые государственной властью усилия, безболезненным внедрение нового Налогового кодекса (НК Украины) назвать нельзя. Ежемесячно предприниматели сталкиваются с изменениями, призванными улучшить ситуацию. Некоторые коррективы действительно соответствуют поставленной цели, но чаще такое законотворчество создает путаницу, повергая в смятение налогоплательщиков. Таким образом, в условиях действия нового НК Украины, несмотря на разъяснительную работу налоговой службы, многие процедурные вопросы по-прежнему остаются темой для отдельной беседы, требуя к себе повышенного внимания и дополнительных пояснений. Именно о таких «подводных камнях» применения налогового законодательства «Судебно-юридической газете» рассказал глава Государственной налоговой администрации в Киевской области Анатолий Петренко.
– Как Вы оцениваете работу нового Налогового кодекса? Облегчила ли эта законодательная инициатива диалог между налогоплательщиком и фискальными органами?
– Со времени вступления в силу Налогового кодекса (1 января 2011 г.) по поводу его реализации и эффективности работы возникало немало противоречий. В процессе своей деятельности органы государственной налоговой службы и сейчас выявляют ряд несогласованностей НК Украины с другими нормативными и законодательными актами. Поэтому для налаживания конструктивного диалога с представителями малого и среднего бизнеса по вопросам налоговой политики инициируется внесение изменений в Кодекс, которые постепенно вводят законодательные органы.
Убежден, Украина может стать современным государством лишь на прочной и прозрачной финансовой основе. У нас нет другого выхода, как побороть теневую экономику. Она порождает коррупцию, создает угрозу демократическим правам и свободам, не позволяет Украине занять достойное место в цивилизованном мире. Налоговый кодекс должен стать эффективным и справедливым инструментом в борьбе с теневой экономикой, быть прозрачным механизмом наполнения бюджета страны, движущей силой модернизации. Только на основе нового налогообложения возможно существенное повышение пенсий и рост зарплат, качественное медицинское обслуживание, современные наука и образование.
Налоговый инспектор, как и предприниматель, должен знать свои обязанности и нести ответственность за свободное толкование законов и проявления коррупции.
Уже сегодня можно сказать, что четкие правила игры, которые устанавливает единый кодифицированный акт, как минимум позволят уменьшить количество конфликтных ситуаций между налоговой службой и плательщиком налогов, урегулировать их во внесудебном порядке.
В этом смысле нельзя не отметить, что и сама процедура судебного рассмотрения дел с налоговой службой со вступлением в силу Налогового кодекса значительно упростилась. Во-первых, Налоговый кодекс содержит четкие указания, предписывающие налоговому органу в случае необходимости доказать правомерность любого начисления, что, безусловно, возлагает высокую ответственность на налогового инспектора за сделанные им во время проверки выводы. Во-вторых, Верховная Рада Украины вместе с принятием Налогового кодекса внесла изменения в процессуальное законодательство, которыми, в частности, значительно сократила сроки рассмотрения судами дел с участием налоговых органов. Так, например, по некоторым категориям налоговых споров суд обязан рассмотреть дело в течение 96 часов. Эти изменения, с одной стороны, дают возможность более эффективно работать налоговой службе, а с другой – позволяют бизнесу работать в условиях правовой определенности.
Расширены НК Украины и права налоговых органов относительно обращения в суд с целью выполнения делегированных им полномочий. Это предоставляет дополнительные возможности для борьбы с нарушителями налогового законодательства. Но вместе с тем Кодекс содержит и механизм противодействия злоупотреблениям этими правами. Так, например, введена императивная норма (ст. 94 НК Украины), что в случае отмены судом решения об административном аресте имущества в отношении лица, применившего подобный арест, проводится служебное расследование, в результате которого принимается решение о привлечении этого лица к ответственности.
Таким образом, на сегодняшний день нельзя дать однозначную оценку работе Налогового кодекса, тем более негативную, ведь с момента его принятия и применения на практике прошло не так много времени.
– Анатолий Андреевич, свидетельствуют ли показатели пополнения бюджета об экономической эффективности и целесообразности принятия Налогового кодекса?
– Проведение масштабных экономических реформ в Украине призвано обеспечить более успешное экономическое и социальное развитие государства в принципиально новых условиях. Главенство закона и права, существенное изменение условий хозяйствования, связанное, в частности, с принятием Налогового кодекса Украины, дает возможность избегать бессистемного внесения изменений в налоговое законодательство, обеспечивает его стабильность, способствует инвестиционно-инновационному развитию экономики, снижению налогового давления на налогоплательщиков, системности предоставления налоговых льгот, увеличению поступлений в бюджет за счет расширения базы налогообложения и улучшения администрирования.
Есть надежда, что такая налоговая политика будет обеспечивать сбалансированность государственных финансовых ресурсов, удержание дефицита госбюджета на экономически безопасном уровне, дальнейшее совершенствование системы налогообложения и уменьшение нагрузки на налогоплательщиков.
Показатели поступлений в бюджет за семь месяцев использования в практической деятельности Налогового кодекса Украины не требуют дополнительных комментариев относительно эффективности и экономической обоснованности его внедрения. Поступления в сводный бюджет выросли как за счет расширения налоговой базы, определенной Кодексом, так и благодаря детенизации экономики, в частности, внедрению рискоориентированной системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок. А это, в свою очередь, способствует налаживанию партнерских отношений с добросовестными налогоплательщиками и позволяет сотрудникам налоговых органов сосредоточить основное внимание на тех субъектах хозяйствования, которые имеют наибольшую вероятность невыполнения налоговых обязательств.
Так, в государственный и местный бюджет Украины налоговиками Киевской области мобилизовано налогов и сборов почти на 1 млрд грн больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. Это, в свою очередь, способствует динамичному развитию инфраструктуры региона, обеспечивает благосостояние населения и гарантирует поддержку широкой палитры различных социальных программ, осуществляемых на территории Киевской области и в государстве в целом. Таким образом, анализируя результаты работы по новому Кодексу, нельзя не обратить внимание на его экономическую эффективность.
– Не секрет, что с введением нового Налогового кодекса число «упрощенцев» пошло на убыль. С чем это связано?
– Упрощенная система налогообложения внедрена в 1998 г. Указом Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства». Эта система обеспечила динамичное развитие сферы малого предпринимательства и стабильные поступления в бюджет, что свидетельствует об адаптивности и приемлемости ее для значительной категории субъектов предпринимательской деятельности. Кроме того, система является действенной формой государственной поддержки малого бизнеса.
Не секрет, что вопрос изменений в администрировании упрощенной системы налогообложения в связи с принятием Налогового кодекса Украины получил резонанс и длительное время обсуждался как на уровне общественности (в средствах массовой информации, на совещаниях, семинарах), так и на правительственном уровне. Как известно, значительное количество недобросовестных субъектов хозяйствования использовали такую систему налогообложения в схемах уклонения от уплаты налогов и сокрытия своих доходов. Масштабы бюджетных потерь от этих негативных явлений были весьма ощутимы. С точки зрения государственных интересов, предложенные условия работы на упрощенной системе налогообложения являются оптимальными, поскольку перекрывают ключевые схемы минимизации базы налогообложения. Кроме того, все новшества, внесенные в упрощенную систему налогообложения, были обнародованы для общественного обсуждения и согласованы с предпринимателями.
Суммируя сказанное, хотелось бы отметить, что в настоящее время на законодательном уровне предпринимаются все возможные меры для поддержания и поощрения субъектов хозяйствования, находящихся на упрощенной системе налогообложения.
– В июле закончились полгода, отведенные предпринимателям для ознакомления с новыми формами отчетности, в частности, с новыми формами деклараций. Насколько успешной можно считать разъяснительную работу налоговой службы, проводившей в это время многочисленные семинары для бухгалтеров?
– Одним из элементов семинаров для бухгалтеров, проведенных на протяжении последнего года, является разъяснительная работа, в частности, по составлению и предоставлению налоговой отчетности соответствии с требованиями нового Налогового кодекса. Проведение семинаров для налогоплательщиков – одна из самых благоприятных и доступных форм разъяснительной работы как для юридических лиц, так и для предпринимателей-физических лиц. Семинары проводились при участии ведущих специалистов органов Государственной налоговой службы Киевской области. Так, с начала 2011 г. налоговыми органами Киевской области было проведено 675 семинаров для налогоплательщиков, из них 2 – кустовых, 144 – тематических, 111 – общих и 418 практикумов-тренингов.
Следует отметить, что с сентября 2010 г. в постоянном режиме (один раз в две недели) при содействии ГНА в Киевской области на «5» телеканале выходит телепередача «Налоги». Также на спутниковом телеканале REAL ESTATE-TV транслируются передачи по налоговой тематике (передача «Киевщина»). Указанные программы с помощью дисков распространяются и транслируются на всех телеканалах области. Подобные методы сотрудничества приводят к цивилизованности общественных отношений и стимулируют налогоплательщиков добровольно и своевременно платить все налоги и сборы. Сейчас происходит становление и совершенствование налоговой культуры, повышается осведомленность граждан и организаций о налоговом законодательстве. Это касается в равной степени и представления в налоговые органы новых деклараций.
– 10 августа Кабмин утвердил Порядок перечисления в общий фонд местных бюджетов 50% поступлений налога на прибыль предприятий и акцизного налога сверх годовых расчетных объемов. Т. е. половину поступлений в виде дотаций будут переводить в местные бюджеты тех областей, которые перевыполнили план по сбору налогов. Это мотивирует местные органы власти наращивать доходы госбюджета, как Вы считаете?
– Да, действительно, постановлением КМУ от 10 августа 2011 г. №860 утвержден Порядок перечисления в общий фонд местных бюджетов 50% поступлений налога на прибыль предприятий и акцизного налога сверх расчетных годовых объемов. Среди прочего, документ предусматривает распределение дополнительных дотаций между бюджетом АР Крым, областными бюджетами, бюджетами городов Киева и Севастополя, обеспечившими по общему фонду выполнение определенных для них годовых расчетных поступлений налога на прибыль предприятий и акцизного налога.
Это, безусловно, является дополнительным, но не определяющим фактором для улучшения показателей региона по поступлениям в бюджет. Думаю, не стоит сейчас обращаться к статистическим показателям, но следует отметить, что на уровне области постоянно ведется консультационная работа среди налогоплательщиков (юридических лиц и физических лиц-предпринимателей) о необходимости полного декларирования доходов, выявляются недобросовестные налогоплательщики, которые минимизируют доходы с использованием преступных схем уклонения от налогообложения, ведется активная борьба с выплатой заработной платы «в конвертах» и теневым сектором экономики региона в целом. Такие меры приносят свои результаты и способствуют пополнению бюджета, и если правительством и государством такие меры поощряются, я считаю это положительным.
– Анатолий Андреевич, ввиду сезона отпусков по-прежнему остается актуальным вопрос туристического сбора. Например, освобождаются ли от сбора те, кто проживает в стране менее года по личным причинам, не связанным с туризмом, но при этом имеет намерение проживать в Украине неограниченное количество времени?
– Этот вопрос является актуальным, особенно в условиях подготовки страны к футбольному турниру Евро-2012, в связи со все возрастающим количеством лиц, посещающих Украину в туристических целях.
Согласно Налоговому кодексу, с 1 января в Украине в числе местных налогов был введен туристический сбор. Он может составлять от 0,5% до 1% стоимости временного проживания без учета расходов на питание, бытовые услуги, телефонные счета. Средняя ставка по стране – 0,88%. Как уже отмечалось в СМИ, на начало августа в Украине было собрано 12 млн грн туристического сбора. Такая цифра говорит сама за себя, подтверждая целесообразность введения этого сбора. Средства, поступившие в местные бюджеты, используются местными органами власти на развитие туристической инфраструктуры. Хотелось бы обратить внимание, что вопрос туристического сбора нашел урегулирование в НК и разъяснениях центрального налогового органа, который, в частности, определяет налогоплательщиков, базу налогообложения и порядок администрирования данного сбора.
Что касается взимания туристического сбора с лиц, проживающих в Украине меньше года по личным обстоятельствам, не связанным с туризмом, но при этом намеревающихся проживать в Украине неограниченное время, следует заметить, что в каждом конкретном случае для урегулирования этого вопроса такие лица должны обращаться в местные органы ГНС.
– Еще один актуальный вопрос: с 1 июля аудиторам опять разрешили стать плательщиками НДС, однако многие представители этой сферы жалуются на то, что налоговая инспекция не возвращает им соответствующие свидетельства. Чем это вызвано?
– НК Украины предусмотрена как обязательная, так и добровольная регистрация субъекта хозяйствования в качестве плательщика налога на добавленную стоимость. Требования к процедуре регистрации установлены ст. 183 Налогового кодекса, где определены форма и сроки подачи регистрационного заявления. Этой же статьей предусмотрен и исчерпывающий перечень оснований, по которым налоговый орган может отказать в регистрации лица в качестве плательщика НДС, а именно: если по результатам рассмотрения регистрационного заявления или представленных документов установлено, что лицо не осуществляет поставки товаров, услуг или не отвечает требованиям, определенным первыми пунктами ст.ст. 180 – 182, а также п. 7 ст. 183 НК Украины, или если существуют обстоятельства, которые являются основанием для аннулирования регистрации в соответствии со ст. 184 НК Украины. Возможно, отказ налогового органа в регистрации СПД как плательщика НДС обусловлен несоблюдением условий, при которых осуществляется регистрация. Как бы там ни было, в случае отказа налогового органа в регистрации СПД как плательщика НДС или отказа в возврате предпринимателю свидетельства плательщика НДС последний может обратиться к контролирующему органу высшего уровня за защитой своих прав и интересов.