Предприниматели, недовольные текстом Налогового кодекса, приняли решение бастовать под стенами Парламента, заявляя, что в случае принятия документа в нынешнем виде они уйдут в тень и перестанут возвращать кредиты банкам. К сожалению, акция протеста ни коим образом не напугала и не вызвала сочувствия у народных избранников. Максимум, чего можно будет добиться от власти, это переноса во времени даты вступления НК в силу (в отношении наиболее спорных норм).
Поскольку до 1 января осталось мало времени, нужно начинать готовится тем, кому Налоговый кодекс несет «приятные сюрпризы». Речь пойдет о предпринимателях-«упрощенцах», часть из которых со вступлением в силу документа должны будут перейти на общую систему налогообложения либо, возможно, вообще ликвидировать свой бизнес и реорганизоваться в юридическое лицо. Ряду СПД придется еще и работать с кассовым аппаратом.
Кому нужно задуматься?
Теперь единый налог положен только физическим лицам-предпринимателям, а вот юридическим лицам такое счастье отныне не светит. Напомним, что упрощенная система налогообложения будет распространяться на тех предпринимателей, у которых не более четырех наемных лиц и объем дохода которых не превышает 600 000 гривен при условии применения кассовых аппаратов (или 300 000 гривен без применения кассового аппарата).
Ставки единого налога дифференцированы в зависимости от количества проживающих в населенном пункте, где регистрируется и осуществляет свою деятельность предприниматель. В соответствии со ст. 294.1 НК, если ФЛП проводит деятельность на территории населенных пунктов с численностью населения: а) свыше 500 000 человек, то ставка единого налога колеблется от 20 до 600 гривен; б) от 150 до 500 тыс. человек – ставка от 20 до 400 гривен; в) менее 150 тыс. населения – от 20 до 200 гривен.
Статьей 291.2 Налогового кодекса предусмотрено, что упрощенная система налогообложения не распространяется на предпринимателей, занимающихся широким перечнем деятельности. «Черный список», в принципе, известен тем предпринимателям, которые уже не первую неделю устраивают акции протеста. Среди них те, кто осуществляют производство и розничную продажу подакцизных товаров (кроме деятельности физических лиц, связанной с розничной продажей пива и столовых вин); риэлторы, юристы и бухгалтера; перевозчики всеми видами транспорта; деятельность по предоставления услуг почты и связи; детективные агентства и охранные фирмы; рекрутинговые агентства и многие другие.
Итак, если вам «повезло» попасть в перечень тех, кто не имеет права платить единый налог, вам нужно начинать думать. Также на новшества Налогового кодекса стоит обратить внимание и тем, кто зарегистрирован как СПД в каком-нибудь поселке либо маленьком городке, при этом «держит» магазин на рынке в соседнем большом городе. Пусть на данный момент ставка единого налога в селе и составляет 100 гривен, вам нужно срочно переезжать в юридическом смысле. Дело в том, что те, кто осуществляют деятельность не по месту регистрации либо по всей Украине, «попадут» на 600 гривен единого налога. Поэтому, если есть такая возможность, советуем «переезжать» туда, где вы реально осуществляете свою деятельность. Если же место деятельности – город с населением свыше полумиллиона, то смысла переезжать, конечно, нет никакого.
С чего начнем?
Порядок перехода к уплате налогов по упрощенной системе налогообложения или отказа от уплаты налогов по упрощенной системе налогообложения регулируется ст. 299 Налогового кодекса.
Изменение (дополнение или исключение) вида хозяйственной деятельности, места осуществления деятельности, переход к уплате налога по другой ставке может быть осуществлен предпринимателем с начала нового календарного месяца при условии подачи заявления не позднее чем за 10 дней до начала нового календарного месяца. Отказ от упрощенной системы осуществляется в том же порядке.
Налоговая обязана бесплатно выдать в течение 10 рабочих дней со дня подачи предпринимателем заявления об избрании упрощенной системы налогообложения свидетельство плательщика налога или предоставить письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован заявителем в судебном порядке. Кроме того, если вы изменяете перечень КВЭД, по которым будете осуществлять свою деятельность, а также изменяете место регистрации, то сначала вам нужно идти в отдел регистрации с заявлением об изменении КВЭД либо вообще сниматься с регистрации и становится на учет в другом населенном пункте.
СПД, которые создаются впервые, зарегистрированные в установленном порядке, которые в течение 10 календарных дней со дня государственной регистрации подали заявление о переходе к уплате единого налога, считаются плательщиками такого налога со дня государственной регистрации такого плательщика.
Субъект же хозяйства, который образуется в результате реорганизации любого плательщика налога, который имеет непогашенные налоговые обязательства или налоговый долг (недоимку), возникший к моменту такой реорганизации, может быть зарегистрирован как плательщик единого налога после погашения таких налоговых обязательств или налогового долга. Если плательщик налога осуществляет хозяйственную деятельность с использованием наемного труда, то для каждого лица, которое находится с ним в трудовых отношениях, налоговая выдает такому плательщику налога справку о трудовых отношениях физического лица с плательщиком налога. Справка также выдается бесплатно в течение 5 рабочих дней со дня обращения.
Как поставить кассовый аппарат?
Если закон требует от вас установки кассового аппарата, нужно понимать, что на покупке самого оборудования, программного обеспечения, ежемесячного (не самого дешевого) обслуживания дело не оканчивается.
Каждый кассовый аппарат, используемый на территории Украины, согласно ст. 12 Закона «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания, услуг», должен быть включен в Государственный реестр РРО, который ведет налоговая служба. Для того, чтобы зарегистрировать свой кассовый аппарат, необходимо сначала обратиться в уполномоченную ГНАУ организацию за получением заключения о том, что кассовый аппарат и все документы к нему соответствуют многочисленным требованиям.
Кроме заявления, согласно п. 15 Положения о Государственном реестре РРО (утверждено постановлением Кабмина от 29.08.2002 ?1315), нужно предоставить следующие документы: сертификаты соответствия кассового аппарата обязательным требованиям нормативных документов с указанием составных частей; копию зарегистрированных в установленном порядке технических условий, которая подлежит обязательному учету; эксплуатационные документы; документ, заверенный печатью заявителя, в котором приведен полный перечень внешних портов (каналов) обмена данными с другими устройствами, назначение этих портов (каналов), полный перечень команд управления (обмену данными) и гарантия заявителя об отсутствии других портов (каналов) обмена данными и команд или их комбинаций; нотариально засвидетельствованную копию договора, заключенного с производителем модели на право ее поставки (для поставщиков); два образца регистратора, опломбированных заявителем, и вспомогательное оборудование, необходимое для проведения проверки в порядке, установленном ГНАУ; носитель программной памяти регистратора.
Дальше эта организация в течение месяца проводит проверку модели на соответствие фискальным требованиям и составляет заключение «о соответствии». Если компания дает положительный ответ, то она подает в налоговую проект Государственного реестра или изменений к нему вместе с выводами уполномоченной организации, протоколом испытаний и выводами технической комиссии.
В случае принятия налоговой решения о включении модели в Государственный реестр, уполномоченная организация в трехдневный срок посылает заявителю извлечение из отмеченного решения и принимает на постоянное хранение контрольные образцы моделей, носители программной памяти и документы, поданные заявителем.
Но и это еще не все! После того, как кассовый аппарат включен в Госреестр, его нужно еще регистрировать в порядке, предусмотренном приказом ГНАУ от 01.12.2000 ?614. Регистрация РРО осуществляется в налоговой по месту регистрации предпринимателя. В случае использования кассового аппарата на территории другой административно-территориальной единицы его необходимо для начала взять на учет в органе налоговой по месту использования, кроме РРО, что применяются на объектах выездной торговли (предоставление услуг), и резервных РРО. Регистрация и взятие на учет осуществляются бесплатно. Вот такой вот «нехитрый» порядок. Не стоит забывать, что каждый месяц вам необходимо оплачивать сервисное обслуживание кассового аппарата.
Начиная работать с кассовым аппаратом, нужно помнить, что механизм реализации фискальных функций в разных областях торговли и предоставления услуг устанавливается Кабмином. Нарушение предусмотренного порядка грозит серьезными финансовыми санкциями. Контроль за соблюдением порядка проведения расчетов за товары (услуги) осуществляет налоговая.