Несмотря на переход Украины с 1 января 2011 года на новые стандарты производства бензина, это не означает, что отечественные автолюбители будут потреблять лишь качественный бензин.
Несмотря на готовность Украины перейти к более жестким стандартам производства нефтепродуктов (Евро-4 и Евро-5), этот факт вряд ли позитивно скажется на качестве топлива на отечественном розничном рынке.
Во-первых, в Украине до сих пор не существует четкого переходного периода, в течение которого трейдеры обязаны реализовать нефтепродукты, произведенные по старым стандартам и регламентам. Де-факто это означает, что топливо, произведенное (по факту, или «по бумагам») до конца т.г. можно продавать вплоть до окончания его гарантийного срока (для бензинов – это три года, для дизтоплива – пять лет).
Во-вторых, в нашей стране напрочь отсутствует государственный контроль за качеством топлива. В течение последних полутора лет Госпотребстандарт не провел ни одной проверки топлива на автозаправочных станциях. Официальной причиной тому стало отсутствие у комитета средств на соответствующие проверки.
Третье, переход Украины на стандарты Евро-4 и Евро-5 касается в первую очередь отечественного нефтепродукта. У нас за последние 5 лет переработка нефти снизилась в 2 раза - до 11 млн т/год, в то время как доля импортного нефтепродукта выросла до более чем 3 млн. т/год. При этом пару месяцев назад в Украину начали активно поставлять топливо по «серым» схемам - без оплаты акциза и НДС. По оценкам экспертов, доля безналогового импорта в сентябре т.г. достигла 30% от общего объема ввезенного в страну топлива. Какого качества это топливо, и когда государство намерено решать этот ворох проблем, остается только догадываться.