3 сентября 2010 г. Кабинет Министров представил на суд общественности новый вариант проекта Налогового кодекса. Это уже третий по счету вариант НК. Первый вариант был принят за основу в первом чтении 17 июня, второй был опубликован в газете «Урядовий кур`єр» 3 августа. Очередной проект Налогового кодекса депутаты договорились рассматривать «с нуля», поэтому принятый в июне за основу документ был отменен. Об этом договорились представители коалиции, оппозиции и Кабмина в ходе заседания согласительного совета Верховной Рады.
«Судебно-юридическая газета» решила разобраться, в чем преимущественное отличие нового документа от его предшественников и какова его предположительная судьба. Как указывается на официальном сайте правительства, над проектом «работало все Правительство, Администрация Президента Украины, громадный коллектив ученых». В целом проект выглядит многообещающе: с 1 января налоги снижаются, а налогов и сборов станет меньше. Все это, безусловно, вселяет надежду. Премьер-министр Николай Азаров считает третий проект Налогового кодекса оптимальным. По его словам, он обеспечит баланс интересов и даст экономике революционный стимул для развития. Платить, согласно проекту, который будет подан на рассмотрение парламента 15 сентября, будут богатые. «Судебно-юридическая газета», подробно изучив текст, пришла к выводу, что платить будут и далеко не самые богатые украинцы. Особенно ощутят тяжесть налогового бремени автовладельцы и мелкие предприниматели.
Налог на прибыль и НДС
Проектом предусматривается постепенное снижение ставки налога на прибыль: в 2011 году – до 19 %, 2012 году – до 18%, в 2013 году – 17%. Нулевая ставка будет применяться в отношении дохода от страховой деятельности по долгосрочному страхованию жизни и пенсионному страхованию в пределах негосударственного пенсионного обеспечения. Предусмотрена нулевая ставка налога на прибыль для малого бизнеса (не более трех миллионов гривен оборота в год) на первые 5 лет; гостиниц и предприятий легкой промышленности – 10 лет.
Премьер-министр Николай Азаров отметил, что доля легкой промышленности в структуре ВВП сейчас составляет менее 1%, назвав такую ситуацию неприемлемой и требующей поддержки для этой отрасли со стороны государства, потому государство собирается поддержать эти предприятия. Что касается налоговых каникул для гостиниц, то такая льгота связана с проведением Евро-2012 и призвана поддержать существующие 3, 4, 5-звездочные отели и стимулировать инвестиции в строительство новых. Освобождается от налогообложения та часть прибыли, которая будет направляться предприятиями на инновации и технологическое обновление фондов.
Проектом вносятся некоторые изменения в порядок налогообложения. В частности, к расходам теперь не будут относиться платежи по договорам комиссии, агентским договорам и подобным. Скорее всего, это сделано с целью защиты трудовых прав граждан и пополнения казны. Таким образом, правительство хочет искоренить практику обхода трудоустройства граждан путем заключения с ними различных договоров об оказании услуг и агентских договоров. С другой стороны, такое нововведение может привести к тому, что пострадают СПД-шники и юрлица, предоставляющие всякого рода посреднические услуги. С риэлторами, например, не захочет работать ни одно предприятие, ведь расходы на оплату их услуг нельзя будет отнести к валовым (кстати, этого термина в проекте уже нет). Что касается сельхозпредприятий, то сумма начисленного им налога будет уменьшена на сумму налога на землю, которая используется в сельскохозяйственном производственном обороте.
В отличие от существующих четырех групп основных фондов, подлегающих амортизации, в проекте Налогового кодекса предусмотрено их целых шестнадцать. Это добавит работы бухгалтерам и поводов для притязаний фискальных органов. Проект также предусматривает поэтапное снижение ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 17% (с 1 января 2012 г. – до 19%, с 1 января 2013 г. – до 18 %, а с 1 января 2014 г. – до 17%). Не будут облагаться НДС операции с металлоломом, зерновыми культурами, техническими культурами, лесом, а также юридические, консалтинговые и аудиторские услуги, услуги плательщиков единого налога.
На железного коня начисляется пеня
Распространенные СМИ новости об отмене транспортного налога и о компенсации «дыры» в бюджете, образовавшейся путем повышения акцизного сбора на топливо, правдивы наполовину. По крайней мере, в проекте Кодекса заложены и транспортный налог, и акцизный сбор. Причем ставки по обоим существенно повышены.
Ставки транспортного сбора повышены в два, а то и в три раза. Так, если раньше за каждые 100 куб. см легкового авто с объемом двигателя от 1,5 до 1,8 л приходилось платить 5 гривен, то теперь нужно будет отдать 14 гривен. Кроме того, дифференцированы ставки налога для авто с объемом двигателя свыше 3,5 литров. Если раньше все владельцы таких авто платили по 40 гривен за каждую «сотку», то теперь придется выложить за авто с объемом двигателя от 3,5 до 4,5 – 80 гривен, от 4,5 до 5,5 – 90, от 5,5 до 6,0 – 100, свыше 6,0 – 120.
При первой регистрации транспортных средств ставки налога для новых транспортных средств применяются с коэффициентом 1, для авто возрастом до 8 лет – с коэффициентом 2, для машин старше 8 лет – с коэффициентом 5. Автолюбителям придется несладко: повышение акциза на авто повысит цены на новые машины. А содержать «железного коня» будет нелегко: и сбор с владельцев транспортных средств существенно повысится, и бензин подорожает. Причем платить будут не только самые богатые: тем, кто ездит на старой машине (особенно старше 8 лет) придется платить транспортный налог в пятикратном размере (см. Рисунок 1).
Посудите сами: человек насобирал-таки и за 2,5 тысячи долларов купил себе в России отечественную «длиннокрылую восьмерку» 1997 года с полуторалитровым двигателем, о которой так давно мечтал. При первой регистрации в Украине ему придется заплатить 1050 гривен налога. Вроде бы и ничего страшного, если не приводить иной пример: владелец нового, купленного в столичном автосалоне почти за 60 тысяч долларов BMW X3 с инжекторным двигателем объемом в 2,5 литра заплатит при постановке машины на учет всего лишь 1250 гривен. Комментарии, как говорится, излишни. «Богатый» платит на 200 гривен больше «бедного».
«Подкупающая» простота
Проект ничего не изменяет в ставках единого налога: от 20 до 200 гривен — для физических лиц, 6% +НДС или 10% без НДС – для юрлиц.
В отличие от предыдущих вариантов Кодекса, где годовой оборот для избравших особый режим налогообложения был существенно снижен, нынешний проект устанавливает предел оборота на сегодняшнем уровне – полмиллиона для физических лиц и миллион для юридических лиц. На обещанный миллион для физлиц-предпринимателей и два миллиона для юрлиц правительство так и не пошло. Правда, эти суммы будут индексироваться с учетом инфляции.
Круг лиц, на которых упрощенная система не распространяется, существенно расширен. Так, например, не смогут ее все-таки применить физлица-предприниматели, которые производят аудиторскую, рекламную, бухгалтерскую, адвокатскую деятельность; деятельность в сфере права, инжиниринга; деятельность по консультированию по вопросам коммерческой деятельности и управления; вспомогательную деятельность в сфере государственного управления; посреднические услуги по купле, продаже, аренде и оценке недвижимого имущества; деятельность по предоставлению услуг охраны.
Сужен круг налогов, которые не уплачивает «единщик». К ним будут относиться налог на прибыль, НДС, НДФЛ и «сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности». На данный момент, согласно п. 6 Указа Президента «Об упрощенной системе налогообложения», плательщики единого налога освобождаются также от платы за землю; сборов на специальное использование природных ресурсов, в «Чернобыльский фонд, в Государственный инновационный фонд, на обязательное социальное страхование и в Пенсионный фонд, на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Украины, ряда местных налогов, в Фонд защиты инвалидов, в Государственный фонд содействия занятости населения. В случае принятие проекта в нынешнем виде мелкие предприниматели «попадут» на уплату взносов во все фонды. Это не только ударит по их карману, но и усложнит отчетность. Придется все-таки тем, кто раньше справлялся сам, нанимать бухгалтера.
Богатые тоже плачут
Предусматривается увеличение подоходного налога с 15% до 17% для тех, у кого зарплата превышает 10 минимальных зарплат. На сегодняшний день эта сумма составляет 8880 гривен. Для тех, у кого зарплата меньше этой суммы, сохраняется ставка в размере 15%. Что касается обещанного налога на депозиты, то его будут платить только состоятельные граждане. 5% будет начисляться на доход от депозита в том случае, если его сумма превышает 200 тыс. гривен.
Что касается налога на недвижимость, то необлагаемая норма установлена в размере 40 кв. м жилья, или жилой площади менее 100 кв.м в городе и менее 200 кв. м в сельской местности на семью. При превышении необлагаемой нормы налог на недвижимость составит 10 гривен за каждый лишний кв. м.
Как указал премьер, новым проектом существенно сокращаются ставки основных налогов, в частности, налога на доход, НДС, освобождается от налогообложения малый бизнес, компании, которые вкладывают деньги в модернизацию производства, также освобождаются от налога на прибыль. «Кто может быть против таких долгожданных изменений? Только те, кто исходит не из государственных интересов, а из политического эгоизма». По словам главы правительства, в новой налоговой системе Украины будет работать принцип, что общая нагрузка существенно уменьшается, но большая ответственность ляжет на тех, кто безболезненно может делиться своими средствами с обществом. Судя по всему, государство наше превратится в государство всеобщего благоденствия: благоденствовать будут все. Кроме, как говорил известный мастер афоризмов Имоджин Фей, самих налогоплательщиков.