Вопреки требованиям международной ассоциации воздушного транспорта IATA понизить стоимость аэронавигационных услуг, Минтранссвязи инициирует очередное их повышение. По мнению экспертов, в дальнейшем такая политика может привести к утрате транзитных воздушных потоков, а авиакомпании заставит повышать цены на билеты.
На сайте транспортного ведомства представлен к обсуждению проект приказа, которым предлагается повышение ставок за аэронавигационное обслуживание в среднем на 25%. Ставка за обслуживание на маршруте будет повышена на 22,3% — до EUR45,56 на 50 т взлетной массы, а за обслуживание на подходе и в районе аэродрома — на 28,6%, до EUR7,56. Аэронавигационный сбор — это плата, которую взимает государство в лице ГП "Украэрорух" с авиакомпаний за то, что те используют воздушное пространство страны и инфраструктуру, необходимую для обеспечения полетов и их безопасности.
В обосновании к нормативному акту специалисты транспортного ведомства ссылаются на принципы Евроконтроля (Европейской организации по обеспечению безопасности аэронавигации). Согласно им, ставки платы за аэронавигацию рассчитываются на основе ряда факторов, включающих в себя такие, как макроэкономические показатели страны (уровень инфляции, учетная ставка, обменные курсы иностранных валют), интенсивность воздушного движения, прогнозируемые расходы и капиталовложения на обеспечение аэронавигации, а также статистические показатели предыдущих лет.
Такие аргументы могли бы показаться вполне убедительными, если бы существовала прямо пропорциональная зависимость качества и эффективности аэронавигационных услуг в Украине от их стоимости.
Как отмечают зарубежные эксперты, в Украине одна из самых высоких в Европе стоимость аэронавигационных услуг при едва ли не самой низкой эффективности ГП "Украэрорух".
Впрочем, министр транспорта Константин Ефименко заявил в ответ на это, что экономить на безопасности полетов недопустимо, а "Украэрорух" нуждается в модернизации. Министр пообещал провести в этом году обновление предприятия на всех фронтах — начиная со строительства новых диспетчерских башен и заканчивая реконструкцией административного здания предприятия.