Закон Об основах функционирования рынка природного газа, подписанный Президентом Виктором Януковичем, позволит, по мнению экспертов, усилить государству свою роль в этом чрезмерно политизированном рыночном сегменте, а также создаст возможности для укрепления в нем роли российского «Газпрома».
Какие-либо нюансы первого в украинской истории закона о газовом рынке пока доподлинно не известны: после принятия Парламентом 8 июля его итоговый текст до сих пор не размещен в базе данных украинского законодательства Верховной Рады, а также не опубликован в официальных печатных изданиях.
Поэтому опрошенные изданием эксперты не смогли точно рассказать о тех рисках, которые могут возникнуть во взаимоотношениях субъектов нового для Украины рыночного сегмента. Все их прогнозы базируются на основе анализа документа, принятого за основу Парламентом 2 июля. После чего спикер Владимир Литвин подписал постановление, которым поручил комитету ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности "доработать законопроект с учетом замечаний и предложений". Какое в итоге смысловое наполнение получил закон, станет понятно после его опубликования.
Специалисты сомневаются, что в окончательном варианте документа сокращены функции и полномочия Национальной комиссии регулирования электроэнергетики на газовом рынке.
Эксперт по энергетическим вопросам Центра Разумкова Владимир Омельченко считает украинский закон устаревшим по отношению к требованиям европейского законодательства, поскольку он разрабатывался с учетом тех директив ЕС, которые уже утратили свою силу. В частности, в 2009 г. ЕС утвердил директиву, согласно которой компании типа российского «Газпрома», то есть не находящиеся в ЕС и объединяющие в себе функции по добыче, транспортировке и поставке газа, не могут рассматриваться в качестве инвесторов газового рынка. Украинский закон не содержит подобные ограничения. Поэтому, по словам Владимира Омельченко, «Газпром» может спокойно инвестировать в украинский газовый рынок, перекупать сети и сколько угодно торговать газом, занимать какую-то достаточно большую долю газового рынка.
Впрочем, как показывает опыт соседней Польши, даже принятие более совершенного закона о газовом рынке, чем украинский, и подчиненность директивам ЕС может позволить Газпрому договариваться со страной о таких условиях, которые противоречат европейскому праву. Над Варшавой нависла угроза разбирательств в Суде Европейских сообществ, если к сентябрю не будут предоставлены Брюсселю разъяснения и обоснования нарушений требований внутреннего рынка ЕС по газу.
Польша, вопреки этим требованиям, не позволяет европейским компаниям покупать у нее излишки российского газа. Территориальное условие, известное как условие «Газпрома» (т.к. закреплено в контрактах, подписанных с российским холдингом), по мнению Еврокомиссии, фактически закрывает польский газовый рынок и отрицательно сказывается на конкуренции, интересах потребителей и безопасности поставок. Также, отмечают в ЕК, газопровод Ямал-Европа доставляющий российский газ в Германию через Польшу и Беларусь, по-прежнему недоступен для иностранных компаний, несмотря на требования европейского законодательства о либерализации газового рынка.