Президент недоволен новой редакцией Бюджетного кодекса, что снижает шансы на его подписание. Виктор Янукович предложил Раде не расширять полномочия Кабмина и парламентских комитетов при формировании бюджетной политики и сохранить частичную самостоятельность местных властей в бюджетной сфере.
В профильном комитете Рады, который уже рассмотрел более 700 депутатских поправок, готовы учесть президентские замечания до второго чтения кодекса.
В распоряжении издания оказались поправки президента Виктора Януковича к правительственному законопроекту ?6495 О внесении изменений в Бюджетный кодекс, без учета которых документ не будет подписан главой государства. Верховная рада приняла новую редакцию Бюджетного кодекса в первом чтении 17 июня, после чего начала ее доработку. В Кабмине рассчитывают, что доходы местных бюджетов в 2011 году будут увеличены более чем на 12 млрд грн. Отметим, что президент не выступает против расширения доходной базы местных бюджетов, а указывает на несоответствие Конституции ряда предложенных правительством норм.
У президента есть девять ключевых замечаний. Прежде всего, господин Янукович обращает внимание на то, что правительство пытается стать доминирующим органом власти и усилить свое влияние на местную власть. "Рядом положений проекта кодекса вводится механизм, согласно которому Программа деятельности Кабмина становится обязательной не только для органов исполнительной власти, но и для других органов, причастных к бюджетному процессу",– говорится в поправках президента. Так, ст. 21 проекта предусматривает, что главные распорядители бюджетных средств и местные органы власти формируют прогнозы своих бюджетов в соответствии с программой. Также президент не согласен с тем, что полномочия парламентских комитетов могут быть увеличены, а Счетная палата начнет отчитываться перед Кабмином о работе по контролю за доходами и расходами госбюджета.
Виктор Янукович выступает против попыток ограничить его право вето и влияние Совбеза на финансирование сферы национальной безопасности и обороны; требует отмены норм о том, что закон о госбюджете вступает в силу с 1 января, а Кабмин уполномочен решать вопросы вступления в международные организации и присоединения к международным договорам. Он также просит согласовать Бюджетный и Налоговый кодексы в части определения доходов государственного и местных бюджетов.
Первому заместителю главы администрации президента Ирине Акимовой поручено "безотлагательно определиться с необходимостью внесения поправок" и вместе с представителем президента в парламенте Юрием Мирошниченко "обеспечить контроль за их прохождением".
По словам члена комитета Рады по вопросам бюджета Павла Жебривского (Наша Украина–Народная самооборона), на прошлой неделе комитет обсудил на своем заседании более 700 поправок депутатов, чтобы на одном из пленарных заседаний в период с 6 по 9 июля утвердить кодекс во втором чтении. Но теперь комитет должен собраться для обсуждения уже президентских замечаний, уверен депутат. "Кодекс, принятый в первом чтении, фактически передает все полномочия Минфину. Кабмин хочет получить подрихтованный под свои прихоти документ, поэтому у нас вместо парламентско-президентской республики получится кабминовская",– говорит господин Жебривский.
Секретарь комитета Алла Александровская (Компартия) считает, что поскольку комитет еще не получил замечаний президента, то парламенту все-таки стоит принять поправки к кодексу в целом и, если президент их ветирует, принимать законопроект с учетом его замечаний. Впрочем, первый заместитель главы комитета Владислав Лукьянов (Партия регионов) не исключает, что бюджетный комитет рассмотрит поправки президента до голосования за кодекс: "Настрой депутатского большинства сориентирован в сторону президента и, безусловно, мы учтем все предложения".