Сейчас все политические силы критикуют и вносят поправки в проект Н.Азарова, под названием «Налоговый кодекс». Однако из 3000 замечаний в общей сложности пока что официально были приняты лишь около 180, и то не известно каких. Что грозит жителям государства Украина с принятием Налогового кодекса, и какова сейчас ситуация с его разработкой, рассказала «Судебно-юридической газете» передовик налоговых реформ от оппозиции, народный депутат Ксения Липина.
- Какие из правок к Кодексу уже были учтены, и еще планируется внести?
Будут ли учтены все поправки – я сомневаюсь, потому что за каждую из них необходимо голосовать отдельно, а это еще 3 месяца работы. А проект НК, как известно, должен быть принят в ближайшие 2 недели.
Какие из трех тысяч поправок к Налоговому кодексу будут учтены предположить невозможно, потому что на сегодняшний день существует масса центров по принятию решений в отношении Налогового кодекса. А какой из этих центров победит в итоге – прогнозировать невозможно.
- О каких центрах идет речь?
Один центр принятия решений – достаточно иллюзорный – в Комитете Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, который также вносит свои поправки. Но это центр номинальный.
Второй центр принятия решений – это застенки Минфина, где считают, что только они принимают решения.
Третий центр – это Администрация Президента, который тоже высказал свое виденье и считает, что над Кодексом нужно хорошо поработать.
Чья линия победит, что будет реализовано – на сегодняшний день, наверно, никто сказать не может.
- А какие поправки подали Вы, как активный разработчик налогового законодательства Украины?
Естественно, мы подали поправки относительно наиболее кричащих моментов, которые мы критиковали всегда. Речь идет о том, что необходимо существенно исправить в проекте НК всю его вторую часть, что касается администрирования налогов и полномочий налоговых органов. Мы исключаем возможность проводить бесконтрольные проверки налоговыми, хотим, чтобы возможность проводить внеплановые проверки была только по решению суда.
Я также предложила не давать налоговым органам право вызывать и опрашивать любое физическое лицо. Кроме этого, я внесла поправки по исправлению упрощенной системы налогообложения и тех «новшеств», что пытаются в нее внести. Проектом НК вводится крайне сложная система учета единого налога, дополнительная документация, необходимости кроме доходов вести и все расходы плательщика. А также еще целый ряд предложений.
- На сколько реально учесть главные поправки до принятия НК в целом?
Сложно сказать. Не ясно, какую идеологию изберет политическая власть, в каком направлении двигаться – в Советский Союз или в Европу. Профильный комитет ВРУ готов учесть все либеральные поправки и сделать Кодекс для людей, но Минфин скорее всего не готов. Поскольку Министерство финансов весь этот кодекс разрабатывало с целью получить больше полномочий для налоговой службы.