Стране нужны деньги для строительства дорог и государственные мужи напряженно думают, где их взять. Одни предлагают Национальному банку заплатить налог с еще не полученной прибыли, другие размышляют над увеличением транспортного сбора, а третьи предлагают ввести дополнительный налог на топливо. В любом случае на строительство дорог придется раскошелиться всем автовладельцам Украины.
Для этого есть очень благовидный предлог - подготовка к Евро-2012. Но есть еще президентские выборы, в преддверии которых, повышение налогов будет играть против некоторых кандидатов. Возможно, именно поэтому не были приняты два законопроекта, предложенные "Укравтодором".
В первом документе шла речь о введении дополнительных налогов на топливо. В частности предлагалось увеличить уровень сбора для моторных бензинов на 64% - до 180 евро/тонна с 1 января 2010 года. Сборы по дизельному топливу предлагали повысить на на 170%. В зависимости от содержания в нем серы налог предлагали установить в пределах от 55 евро/тонна до 120 евро/тонна. Согласно расчетов "Укравтодора", объем дополнительных поступлений в бюджет в 2010 году должен составить 7,3 млрд. грн.
Во втором подготовленном "Укравтодором" законопроекте предлагалось установить с 1 января 2010 года ставки топливного сбора на бензин и дизельное топливо в размере 0,55 грн. за 1 л, которые будут взиматься с конечного потребителя. Принятие такого законопроекта позволило бы привлечь в государственный бюджет Украины на 7,5 млрд. грн. в течение 2010 года.
Вместо этого парламент принял закон ?4735-1 "О внесении изменений в законы Украины "О Государственном бюджете Украины на 2009 г." и "О Национальном банке Украины". Согласно документа, Национальный банк Украины должен выделить 9,8 млрд. грн. на подготовку к Евро-2012. Однако президент Украины воспользовался правом вето и не пропустил закон. Вполне возможно, что вето президента будет преодолено и деньги для строительства дорог будут выделены.
Еще один возможный источник финансирования дорожного строительства - кредитование. Мировой банк уже согласился выделить Укравтодору кредит в 400 млн. долл. Заем предоставляется на 17 лет с возможностью продления до 30 лет, из них 5 лет - льготный период погашения с плавающей ставкой до 1,5%. Львиная доля этой суммы уйдет на ремонт и реконструкцию участка дороги Киев-Харьков-Довжанский от Борисполя до Лубнов. Очевидно, что этот кредит - капля в море.
Руководитель Государственной службы автомобильных дорог Вадим Гуржос говорит, что 85% дорог нашей страны не соответствуют стандартам безопасности и не готовы к приему чемпионата Европы по футболу. Точную сумму, необходимую для приведения в порядок украинских дорог, он назвать не смог, однако сообщил, что для ремонта 1 км автодороги второй категории требуется около 1-1.5 млн. гривен, для капремонта 10-15 млн. Общая протяженность дорог Украины -170,5 тыс. км.
Сейчас неизвестно, где государство возьмет средства для ремонта существующих и строительства новых дорог. В случае принятия предложенных "Укравтодором" вариантов дорожные работы будут оплачивать только автомобилисты. Если парламент преодолеет вето президента, строительство дорог профинансирует Нацбанк. В таком случае национальному банку, скорее всего, придется включать печатный станок для обеспечения финансирования.