Накануне начала нового отопительного сезона украинцев интересует ряд моментов по оформлению социальной скидки на коммунальные услуги — субсидии. На самые распространенные из них «Судебно-юридическая газета» публикует ответы.
Ответственность предусмотрена как на этапе назначения субсидии, так и на этапе ее получения. Если на этапе назначения субсидии выясняется, что гражданин предоставил недостоверную информацию, ему субсидия не назначается. Если информация о предоставлении недостоверных данных обнаруживается уже на этапе получения субсидии, то проводится расчет суммы, на которую была неправомерно выдана субсидия, и эту сумму человек должен вернуть в бюджет. Если он этого не делает, следует обращение в суд, который соответствующую сумму подтверждает и затем подключает исполнительную службу.
Если человек предоставляет фальшивую справку о доходах, это является уголовным правонарушением и рассматривается даже не в ракурсе субсидий. В этом случае к ответственности могут быть привлечены оба: и тот, кто такой документ выдал, и тот, кто им пользовался. Информация о таких фактах передается правоохранительным органам, проводится полноценное уголовное расследование.
В то же время определить, настоящий ли это документ (свидетельствующий о доходах) или поддельный, на практике достаточно сложно. И все же если человек приносит справку с места работы с одними данными, а в ГФС есть совсем иные данные, тогда возникает вопрос — где информация неверна, и это является основанием для проведения определенных действий.
Субсидия на общих основаниях предоставляется, если у трудоспособных лиц есть доход не менее минимальной заработной платы, с которой уплачивается полный социальный взнос. На сегодняшний день проконтролировать неофициальные выплаты работникам невозможно. Конечно, гражданин имеет право сам задекларировать эту информацию.
Но если он этого не делает, то ни фискальные органы, ни органы социальной защиты инструментов влияния на эту ситуацию не имеют. Бороться с «конвертами» должна Государственная служба по вопросам труда, но и она не может нагрянуть к работодателю с инспекцией, если не было соответствующего сигнала.
Правом оформить компенсацию на оплату коммунальных услуг наделены студенты и безработные украинцы. Однако стоит учесть несколько нюансов.
Гражданин работоспособного возраста должен добровольно уплачивать единый социальный взнос. Если он не менее трех месяцев платил социальный взнос и информация о его доходах — не меньше размера минимальной зарплаты, то этот человек на общих основаниях имеет право на субсидию.
Безработный должен состоять на учете в центре занятости. Претендовать на субсидию он сможет, однако должен уплачивать социальный взнос. Если, например, человек приходит получать субсидию, говоря, что социальный взнос уплачен, но доходы не превышают 1 тыс. грн (меньше размера минимальной заработной платы), то сумма, от которой ему будет рассчитываться субсидия, будет составлять три прожиточных минимума — 5286 грн.
Есть еще такая категория граждан, как заробитчане. Многие СМИ написали, что они могут потерять субсидии, поскольку не смогут долго стоять на учете в центре занятости. Ситуация, когда человек состоял бы на учете в центре занятости, получал помощь по безработице, а сам работал за рубежом, невозможна. Такого человека снимут с учета.
Однако если заробитчанин уплачивал социальный взнос не менее трех месяцев до обращения за субсидией, кроме того сможет документально обосновать хоть какой-то доход в Украине, он будет претендовать на субсидию. В зависимости от размера дохода это может быть рассчитано как от 5286 грн, если доход менее минималки, так и от реальной суммы, указанной в декларации. Такая же схема действует и для безработных, не зарегистрированных в центре занятости.
Если человек имеет высокий доход, то субсидия ему может быть назначена, но в небольшом размере.
Существует формула, которая применяется в каждом индивидуальном случае. Если гражданин получает небольшую пенсию, к примеру, 1,5 тыс. грн, то он будет платить 6-7% от всего объема коммунальных услуг. Если же гражданин получает пенсию 13 тыс. грн, то субсидия ему назначена не будет.
Законодательно не установлена конкретная граница размера дохода, после которой субсидия точно начисляется в нулевом размере.
Есть абсолютно четкая формула, которая зафиксирована в постановлении Правительства №1156, которая говорит о том, что определяется среднемесячный доход на одного члена семьи, он сравнивается с прожиточным минимумом, и на основании этого определяется процент, который должна оплачивать семья, исходя из имеющегося у нее дохода. Формула построена таким образом, что чем меньше доход, тем меньше процент, который должен уплачиваться. Чем выше доход, тем выше процент.
Например, приходит человек и говорит, что получает 20 тыс. грн, может ли он обратиться за субсидией? Может. Но согласно формуле, она будет иметь процент платежа около 88%. Таким образом, 88% от 20 тыс. грн — это и будет размер обязательного платежа человека за коммунальные услуги. С учетом того, что размер реальной суммы, которая должна платиться за комуслуги, будет значительно меньше, соответственно субсидия будет насчитана в нулевом размере.
Напомним, ранее «Судебно-юридическая газета» сообщила, почему стоимость газа в Украине будет расти. Также мы сообщали, что в Украине предложили повысить нормы потребления природного газа для домохозяйств, не имеющих счетчика.