Администрация Президента Украины подготовила новый законопроект о реформе судоустройства.
Как стало известно, в новом законе будут учтены выводы Венецианской комиссии от 16 марта текущего года, а также выводы и рекомендации экспертов ПАСЕ.
Новый закон будет называться "О судоустройстве Украины и статусе судей". Он изложен на 159 страницах, к которым прилагаются более 250 страниц сравнительной таблицы с изменениями в Гражданский, Административный и Хозяйственный процессуальные кодексы.
Кроме того, отмечается, что до конца текущего года Администрация Президента подготовит законы о реформе Уголовно-процессуального кодекса и закона о прокуратуре. В частности, согласно законопроекту, сроки рассмотрение дел по административным искам будут значительно сокращены.
На рассмотрение административных дел в суде первой инстанции будет предоставляться 30 дней, на подачу жалобу об апелляции - 10 дней, на рассмотрение апелляции - 30 дней. На подачу и рассмотрение кассации соответственно 10 и 30 дней. При этом отменена возможность повторного рассмотрения дел.
К тому же, согласно документу, суд обязывает органы власти предоставлять отчеты о выполнении судебных решений. В случае невыполнения суды имеют право налагать значительные штрафы, половина которых будет взиматься в пользу госбюджета, а другая половина - в пользу истца.
В административных делах о бездеятельности власти иски должны будут рассматриваться в течение 5 дней без права обжалования принятого решения.
Также при рассмотрении административных дел суды смогут отправлять сообщения и повестки электронной почте. Для ускорения рассмотрения административных дел все органы власти будут обязаны зарегистрировать электронные почтовые ящики. Реестр всех почтовых ящиков должен быть опубликован на официальном сайте Государственной судебной администрации Украины.
Кроме того, согласно законопроекту, за проявление неуважения к суду судья имеет право без составления протокола и отдельного рассмотрения дела налагать штрафы в размере 200 минимальных заработных плат или админарест на 15 суток.
Также будут полностью ликвидированы военные суды.
Главы судов будут назначаться Высшим советом юстиции по представлению Совета судей специализированных судов. При этом полномочия глав судов будут существенно сокращены. Частично они будут переведены на руководителя аппарата суда, который назначается Государственной судебной администрацией. Но большая часть этих полномочий будут возложены на Общее собрание судов и Совет судов специализированных судов.
В заключительных положениях законопроекта отмечается, что главы всех судов, назначенные по старой системе правосудия, остаются на своих должностях до истечения сроков их полномочий.
Также, согласно документу, процедура отбора судей на первый срок будет происходить в четыре этапа. На первом этапе в газете "Голос Украины" Высшей квалификационной комиссией судей будут размещены объявления о вакансиях должностей судей. После этого кандидаты в судьи будут проходить два тестирования в комиссии: общетеоретическое и специализированное с видеофиксацией процесса тестирования.
Преимущество при одинаковом результате тестирования будет предоставляться тем, кто до этого работал помощниками судей.
Все, кто прошли этап тестирования, обязаны пройти полугодовое обучение за счет государственного бюджета в вузах 4-го уровня аккредитации, а также двухнедельную подготовку в Национальной академии судей, которая будет переименована в Национальную школу судей.
После обучения все кандидаты пройдут специальную проверку правоохранительными органами по обращению ВККС и в случае положительного результата будут рекомендованы ВСЮ.
ВСЮ в свою очередь будет подавать представление на имя Президента. При этом Глава государства будет лишен полномочий проведения отдельной спецпроверки, а также не предусмотрен отказ Президента подписывать представление на назначение судьи.
После пяти лет работы судьи приобретают право быть назначенными бессрочно Верховной Радой. Соответствующее представление в парламент будет подавать ВККС после собеседования. Никаких дополнительных проверок не предполагается. При этом ВККС имеет право подавать одну и ту же кандидатуру судьи на рассмотрение парламента неограниченное количество раз - пока он ее не утвердит. Комитет Верховной Рады по вопросам правосудия будет лишен всех рычагов влияния на кадровые вопросы в судах.
Согласно новому закону, Президент и Верховная Рада будут лишены своих квот в ВККС. Также урегулировано, что большинство членов (11 из 20) ВСЮ должны составлять судьи.
Новым законопроектом о судоустройстве предусматривается упрощение порядка привлечения судей к уголовной ответственности. Если раньше для этого требовались представления в Верховную Раду со стороны Генпрокуратуры и Верховного Суда, то в случае принятия этого документа достаточно будет только обращения Генпрокуратуры. Но при этом предполагается, что соответствующие представления могут делать только Генпрокурор и его заместители.
Также, согласно законопроекту, разработанному в Администрации Президента, заработная плата судей всех инстанций будет существенно повышена. В частности, заработная плата судьи первой инстанции будет составлять 15 минимальных заработных плат. Работники других судов будут получать зарплату с коэффициентом: судьи апелляционных судов - 1,1; судьи Высших специализированных судов - 1,2; судьи Верховного суда - 1,3.
При этом предусмотрено, что судьи всех уровней обязаны публиковать декларации о своих доходах, доходах членов своих семей и близких на официальном сайте Государственной судебной администрации.
Также впервые в Украине предусмотрена публикация декларации о расходах, в случае если они составляют более чем месячный доход судьи.
В новом законопроекте о судоустройстве предлагается сократить Верховный суд до 20 судей. Судьям, которые сейчас работают в Верховном суде, будет предложено либо перейти на работу в Высшие специализированные суды с сохранением размера заработной платы, либо уйти в отставку с сохранением всех гарантий, либо остаться на своих должностях пока состав суда эволюционным путем не составит 20 членов.
Предусмотрена только пленарная работа Верховного суда - всем составом. При этом, в случае принятия законопроекта, суд сможет рассматривать дела только в трех случаях: если дело касается обвинений против Президента Украины; если дело касается международных судов против государства Украина; если два Высших специализированных суды приняли радикально противоположные решения при рассмотрении одного и того же дела. При этом решение о передаче дела в Верховный суд может принимать только один из Высших специализированных судов, которые были задействованы в рассмотрении дела.
Кроме того, предлагается создать к двум специализированным судам - Высшему хозяйственному и Высшему административному - еще один специализированный суд - Высший суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел.
В заключительных положениях законопроекта "О судоустройстве Украины и статусе судей" предусмотрено, что новосозданный суд будет расположен в здании, где сейчас работает палата Верховного суда по рассмотрению соответствующих дел.