Голос постороннего человека, который проник в кабину экипажа польского Ту-154, мог принадлежать не президенту Польши Леху Качиньскому, но директору службы дипломатического протокола МИД Польши Мариушу Казане.
Такие сведения, пишет Infox, получила польская Gazeta Wyborcza из источника в МВД Польши, которое контролирует ход расследования авиакатастрофы под Смоленском.
Дополнительные сведения из польского источника приводит украинская газета "Сегодня": за мгновение до того, как лайнер зацепился за деревья, Казана будто бы спросил у экипажа, все ли идет в соответствии с планом и надо ли учитывать возможное опоздание. Что ему ответили пилоты, представитель МВД не говорит. Однако очевидно, что протоколист нарушил правила пребывания в самолете - в момент приземления чиновник должен был сидеть на своем месте, пристегнутый ремнями безопасности.
Бывший военный летчик Николай Лосев, оказавшийся на месте крушения через 20 минут после катастрофы, сообщил польским журналистам, что в разбитой кабине действительно были не только пилоты, но и человек в гражданской одежде. Представители МИД Польши и генпрокурор Анджей Cеремет в интервью журналистам в пятницу не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о присутствии Казаны в кабине.
Всего в кабине Ту-154 находились четверо членов экипажа: командир, второй пилот, штурман и бортинженер. Ранее сообщалось, что голос пятого человека, обнаруженный на магнитной ленте речевого самописца, мог принадлежать кому-то из стюардесс.
Опрошенные журналистами сотрудники службы охраны президента отмечают, что, как правило, VIP-персоны могут спрашивать экипаж о предполагаемом времени взлета или посадки. Предложение зайти в кабину может поступить и от самого пилота. Однако в связи с плохими погодными условиями появление постороннего человека в кабине незадолго до посадки выглядит странным, отмечает бывший глава службы безопасности Громослав Чемпински.
Как установили следователи, речевой самописец, фиксирующий переговоры членов экипажа, разговоры с диспетчерами и голоса в кабине пилотов, зафиксировал последние 30 минут полета. Ранее сообщалось, что в последние три-пять секунд, судя по записям, пилоты уже знали о неминуемой гибели. Однако по этическим соображениям их слова, носящие личный характер, публиковаться не будут.
Известно, что последние 30 секунд в кабине пилотов работала система оповещения об опасном сближения с землей, передававшая сигнал о необходимости набрать высоту.
Следователи также установили, что на расстоянии 2 км от взлетно-посадочной полосы, за 30 секунд до столкновения с березой, самолет еще находился на высоте 100 м - минимальной для принятия решения об уходе на второй круг или приземлении. За следующие 15 секунд самолет снизился сразу на 60−70 м, затем еще за несколько секунд он опустился до высоты 8 м и зацепил крылом дерево, находясь в километре от взлетно-посадочной полосы. В этот момент экипаж уже перевел двигатели на взлетный режим, однако выполнить маневр успешно пилотам не удалось из-за небольшого расстояния над землей и повреждения крыла. Последние три-пять секунд самолет переворачивался и разваливался на части, пролетев еще около 800м.
Ранее пилот президентского авиаполка Гжегож Петрущук рассказывал, что в августе 2008 года во время полета в Тбилиси Лех Качиньский заходил в кабину пилотов, требуя совершить посадку в Грузии, несмотря на закрытый из-за погодных условий аэропорт.
По словам Петрущука, президент зашел в кабину после того, как ситуацию с пилотами обсудили сотрудники службы безопасности, и спросил, знает ли пилот, "кто тут главнокомандующий". Пилот ответил: "Да, это президент". Тем не менее Петрущук отказался выполнять указание Качиньского и направил самолет на резервный аэродром в Азербайджан.
После этого депутаты пропрезидентской партии направили запрос в прокуратуру с требованием привлечь Петрущука к ответственности за невыполнение приказа командования. Однако следователи отказали в возбуждении дела, признав действия пилота верными.
Представители Межгосударственного авиационного комитета сообщили, что расшифровка черных ящиков еще не завершена. После изучения записей они будут отправлены в Польшу и обнародованы. Кроме того, специалисты МАК вылетели в США для изучения установленных на борту Ту-154 навигационных приборов.