Андрей Кривещенко,
«Судебно-юридическая газета»
Таможенную пошлину за электромобили могут отменить, что должно улучшить спрос в эксплуатации. Также народные депутаты предлагают перейти с обычных автомобилей на электрические, чтобы сохранить экологию.
Так, 6 декабря 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5494 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно масштабного развития рынка электромобилей в Украине».
Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Олег Ляшко, Виктор Галасюк, Виктор Вовк, Геннадий Кривошея, Александр Кирш, Андрей Антонищак, Роберт Горват, Борислав Розенблат, Александр Домбровский, Петр Ванат и Александр Романовский.
Энергетическая зависимость Украины от импорта
Энергетическая зависимость Украины от импортных энергоносителей, в т.ч. нефтепродуктов, продолжает находиться на критически высоком уровне. Доля импортных нефтепродуктов в 2015 году на украинском рынке составляла 70% для бензина и 90% для дизельного топлива.
В 2015 году Украина импортировала нефтепродуктов на сумму 3,9 млрд долл. США. Наибольшая доля принадлежит Беларуси (1,7 млрд долл. США, или 44%), России (0,8 млрд долл. США, или 20%) и Литве (0,4 млрд долл. США, или 10%).
В связи со сложной экономической ситуацией в государстве и внешней вооруженной агрессией, проблема сокращения потребления энергоресурсов — это уже вопрос не только финансового бремени для бюджета и кошелька каждого гражданина, но и вопрос национальной безопасности.
Развитие экологически чистого оборудования в Украине
При таких условиях чрезвычайно актуальным является вопрос развития энергосберегающих, экологически безопасных видов транспорта и инфраструктуры для него. Одним из направлений, которое позволит значительно сократить потребление нефтепродуктов, является дальнейшая популяризация среди населения транспортных средств, оснащенных электрическими двигателями.
Электричество — это национальный продукт, который генерируется в Украине отечественными предприятиями, которые обеспечивают работой сотни тысяч украинцев и платят налоги в Государственный бюджет страны. Произведенный в Украине 1 кВт электроэнергии в пересчете к бензину в 18-32 раза дешевле него.
Кроме этого, традиционные некоммерческие авто, которые работают на бензиновых и дизельных двигателях, выбрасывают в атмосферу в среднем 3 т CO2 в год, а также массу вредных веществ: оксиды серы, угарный газ (связывает молекулы кислорода в организме человека) и другие ядовитые вещества. Эксплуатация электромобилей является экологически чистой и безопасной для окружающей среды и здоровья населения.
Рост доверия к электрокарам
Сегодня спрос на оборудованные электрическими двигателями авто показывает положительную динамику — продажи электромобилей в Украине в этом году после принятия Закона Украины №822-VIII от 25 ноября 2015 года (о снятии импортной пошлины) выросли втрое. По результатам десяти месяцев 2016 года, в Украине проданы 1123 электрокара, в сравнении с 401 авто за прошлый год.
В то же время очевидно, что существующая динамика является недостаточной для хотя бы частичного перехода на зеленые технологии в сфере автомобильного транспорта, учитывая, что общее количество автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на дорогах Украины составляет около 8 млн единиц. Это, в частности, связано с высокой стоимостью электрокаров и недостаточным уровнем развития инфраструктуры для их эксплуатации.
«Именно поэтому с целью обеспечения масштабного развития рынка электромобилей в Украине предлагается дополнительно уменьшить налоговую нагрузку на операции по поставке таких транспортных средств», — отмечают народные депутаты.
Необходимые условия для реализации задуманного
Данный законопроект разработан с целью создания на законодательном уровне благоприятных условий для стимулирования приобретения и использования экологически чистого транспорта в Украине.
Основными задачами законопроекта является уменьшение налоговой нагрузки на поставки транспортных средств, оснащенных электрическими двигателями; освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по перевозке пассажиров на такси, оснащенных электрическими двигателями; предоставление пассажирского транспорта в аренду (лизинг, прокат, перевозке на заказ) в случае, если такие колесные транспортные средства оснащены исключительно электрическим двигателем.
Налоги на таможне предлагается отменить
Законопроект предусматривает:
Каких улучшений ждать от законопроекта
В результате принятия законопроекта стоимость транспортных средств, оснащенных электрическими двигателями, приблизится к стоимости обычных автомобилей.
Вместе с тем, учитывая среднестатистический годовой пробег автомобиля (30 тыс. км), среднее потребление топлива (10 л на 100 км) и его стоимость (23 грн за 1 л бензина), то каждый собственник заплатит около 60-70 тыс. грн на год за иностранное топливо. Это те средства, которые преимущественно будут выведены из экономики Украины.
Относительно электромобилей, то стоимость заправок таких авто будет составлять около 3-4 тыс. грн в год (с учетом среднего потребления 10 киловатт электроэнергии на 100 км и стоимости 1 кВт энергии — 1,29 грн). И эти средства будут работать на экономику Украины.
Таким образом, принятие данного законопроекта будет способствовать снижению энергетической зависимости от иностранных государств, снижению уровня экологического загрязнения воздуха, внедрению современных безопасных и эффективных технологий в системе автомобильного транспорта.
Кроме этого, создав новый рынок, государство даст возможность развиваться службам такси, курьерским службам, службам доставки еды, сервисным центрам и т.п. Это приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Электромобили станут доступнее обычных авто
Принятие законопроекта позволит значительно снизить стоимость электромобилей, что, учитывая их экономность, обеспечит стремительный рост спроса среди населения. Указанное приведет к уменьшению использования иностранных энергоносителей, снизит энергетическую зависимость Украины от внешних партнеров и будет способствовать стабилизации экологической ситуации в стране.