Андрей Кривещенко,
«Судебно-юридическая газета»
Принятие проекта закона даст возможность получить адресные социальные гарантии всем, кто имеет право на льготу и льготный проезд в общественных транспортах. Так, Кабмину поручено заняться вопросом о начислении компенсации льтогникам.
16 ноября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5404 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предоставления адресной социальной помощи за льготный проезд малообеспеченным слоям населения».
Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Сергей Лабазюк, Иван Мельничук и Андрей Немировский.
Отсутствие нормальной бюджетной компенсации
На сегодня в стране обострилась большая проблема с компенсацией перевозчикам средств за льготный проезд отдельных категорий граждан автомобильным и электротранспортом, что негативно влияет на оказание перевозчиками услуг по перевозке граждан, особенно малообеспеченных слоев населения. Из года в год остается нерешенной одна и та же проблема — несоответствие бюджетных компенсаций фактически оказанным услугам перевозчиками каждой области.
Сколько уходит на льготную перевозку граждан
Статистика дает возможность понять, что общая потребность на обеспечение льгот транспортных услуг в Украине составляет почти 17 млрд грн. К примеру, в Госбюджете на 2015 год были предусмотрены лишь 1,9 млрд грн и почти 15 млрд грн остались в 2015 году не покрытыми. Если из этого круга отдельно взглянуть на автомобильную отрасль, то с 6 млрд грн, которые им необходимы, государство выделило 800 млн грн. Т.е. недофинансирование составило 5,2 млрд грн.
Также в прошлом году на оплату проезда одного льготника были выделены лишь 47 грн. И это — на год. Понятно, что этих средств мало и, возможно, их и хватит на оплату проезда внутри населенных пунктов, но никак не междугородний проезд.
Проблема государства или перевозчики и льготники — враги друг другу?
С 1 января 2016 года предоставление льгот отдельным категориям граждан и финансирование потерь общественного транспорта от перевозки льготников должны решать органы местной власти и местного самоуправления. Однако, для большинства местных бюджетов — это непосильное финансовое бремя, ведь компенсировать такие расходы крайне сложно из-за незавершенного процесса децентрализации.
Такое впечатление, что государство делает перевозчиков и льготников врагами. При этом социальная напряженность все более возрастает. Уже отдельные частные перевозчики в салонах своих автобусов разместили объявления об отказе перевозить некоторых категорий льготников.
«Поэтому эту проблему нужно решить уже сегодня путем предусмотрения необходимых средств как в государственном, так и местном бюджетах», — отмечают народные депутаты.
Несогласованность льготной доступности в законопроекте
Как говорится в пояснительной записке, на стороне льготников выступает профильное Министерство социальной политики, которое официально заявляло о поддержке предложения о введении именно адресного подхода при предоставлении льгот по оплате проезда льготным категориям граждан. Вместе с тем, введение адресного предоставления льгот по оплате проезда должно осуществляться одновременно с реализацией мер по повышению уровня доходов лиц, которые имеют право на соответствующие льготы.
Важно также отметить, что 28 декабря 2014 года произошла отмена льготного проезда для ветеранов труда и детей войны.
Однако, на сегодня до сих пор действует Постановление Кабинета Министров Украины «О бесплатном проезде пенсионеров на транспорте общего пользования» от 17 мая 1993 года №354, которое предусматривает введение бесплатного проезда для пенсионеров по возрасту на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме метрополитена и такси) и пригородных маршрутах. Но дальнейшее действие этого Постановления под большим вопросом.
Адресная денежная помощь для покрытия льготных перевозок
Предложенный законопроект устранит этот пробел в законодательстве и даст возможность восстановить права льготников, предусмотренные Законами Украины «О социальной защите детей войны» и «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине».
Введение самой же монетизации льгот на проезд в транспорте позволит не только сохранить, но и развить маршруты в тех местностях, где сейчас перевозчики работать не хотят из-за того, что их услугами пользуются преимущественно льготные категории населения, что наносит им ущерб.
Поэтому, если заменить льготу на проезд адресной денежной помощью, то при этом условии все пассажиры будут оплачивать проезд «живыми средствами». Следовательно, это будет побуждать перевозчиков развивать и те маршруты, которые сейчас они считают неперспективными.
Основные проблемы льгот и плюсы нововведений
Основными проблемами действующей системы льгот на транспорте в Украине являются, в частности:
• многочисленные категории льготников, имеющих право на неограниченный бесплатный проезд, и невозможность контроля достоверности их удостоверений;
• недостоверный учет фактически предоставленных льгот и невозможности его проконтролировать;
• несоответствие бюджетных возможностей реальным перевозкой льготников;
• «ручное» распределение компенсации средств местных властей за перевозку льготных граждан;
• ограничение доступа к льготам лиц с ограниченной мобильностью и в сельской местности.
Что будет нести в себе система адресной помощи льготникам
Плюсы новой системы компенсации:
«В связи с этим для решения вышеуказанных проблем необходимо внедрить оказание адресной помощи льготникам и охватить все без исключения льготные категории населения, независимо от того, пользуются они транспортом или нет. Это нужно, чтобы человек сам уже решал, тратить ли эти средства на проезд или лекарства или др.», — отмечают народные депутаты.
Как отмечается в пояснительной записке, законопроектом предлагается выделять каждый месяц из Госбюджета компенсацию для транспортных организаций перевозящих льготное население в размере, которое соответствует затратам на проезд на протяжении месяца.
Также отмечается ряд предлагаемых изменений, например:
Категории льготных лиц будет предоставлена компенсация
Законопроект направлен на создание условий для предоставления адресной денежной помощи за льготный проезд для малообеспеченных слоев населения.
Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты», Закон Украины «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы», Закон Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине», Закон Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства», Закон Украины «О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел, ветеранов Национальной полиции и некоторых других лиц и их социальной защите», Закон Украины «Об охране детства», Закон Украины «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине», Закон Украины «О социальной защите детей войны» и Закон Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине», которые предусматривают введение компенсации льготного проезда, определенной законами соответствующей категории граждан, а также восстановление льготного проезда для детей войны и ветеранов труда.
Также принятие законопроекта и реализация его положений позволит повысить уровень социальной защиты и даст возможность получить адресные социальные гарантии, согласно действующему законодательству, всем, кто имеет право на льготу, а не только тому, кто пользуется транспортным проездом.