10:15, 14 ноября 2016
Верховная Рада Украины внесет ряд изменений, которые упростят условия для ведения бизнеса, уменьшат коррупционные риски при администрировании налогов и сборов, устранят несогласованности и создадут благоприятную налоговую среду.
Андрей Кривещенко,
«Судебно-юридическая газета»
Верховная Рада Украины внесет ряд изменений, которые упростят условия для ведения бизнеса, уменьшат коррупционные риски при администрировании налогов и сборов, устранят несогласованности и создадут благоприятную налоговую среду.
Так, 7 ноября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5368 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно улучшения инвестиционного климата в Украине)».
Инициатором законопроекта выступил Кабинет Министров Украины.
Развития бизнеса в Украине с помощью реформ
Так, 27 мая 2016 года распоряжением Кабинета Министров Украины №418-р утвержден План приоритетных действий правительства на 2016 год, который предусматривает ряд ключевых реформ, которые позволят обеспечить устойчивый экономический рост и создадут благоприятные условия для развития бизнеса в Украине, среди которых предусмотрено проведение реформы налоговой системы и реформирования Государственной фискальной службы Украины.
На выполнение поручения премьер-министра Украины Владимира Гройсмана Министерством финансов Украины создана рабочая группа по подготовке законопроекта относительно налоговой реформы.
«В рамках деятельности указанной рабочей группы подготовлен законопроект, который направлен на улучшение инвестиционного климата в Украине за счет упрощения налоговой системы, повышения прозрачности и качества администрирования налогов, ликвидации распространенных схем уклонения от налогообложения, устранения несогласованностей», — отмечает Кабинет Министров Украины.
Цель по улучшению инвестиционного климата в стране
Как говорится в пояснительной записке, целью указанного законопроекта является улучшение инвестиционного климата в Украине за счет упрощения налоговой системы и администрирования налогов, что окажет положительное влияние на экономический рост, привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест.
Изменения в Налоговом кодексе
Законопроектом предлагается внести ряд изменений в Налоговый кодекс Украины, которыми предусматривается:
1) в части администрирования:
- администрирование всех баз данных Минфином или ДП «Головфинтех» при Минфине;
- внедрение полноценного электронного кабинета плательщика налогов (доступ ко всей налоговой информации о плательщике; проведение сверки расчетов с бюджетом; заполнение и представление налоговой отчетности; управление излишне уплаченными денежными средствами; регистрация налоговых и акцизных накладных; информирование о проверках и предоставления актов или справок проверок; переписка с контролирующим органом);
- установление понятия уполномоченное лицо контролирующего органа — это должностное (служебное) лицо контролирующего органа, уполномоченное руководителем такого органа на выполнение определенных его функций;
- изменение критериев принадлежности налогоплательщика к категории крупных налогоплательщиков: увеличен показатель уплаты платежей в Государственный бюджет по платежам, которые контролируются Государственной фискальной службой, с 12 до 20 млн грн; критерий доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, изменен на критерий общего объема поставки в размере 1 млрд грн;
- решение о рассрочке и отсрочке денежных обязательств или налогового долга более бюджетный год принимается ДФС по согласованию с Минфином в случае, когда сумма, заявленная к рассрочке (отсрочке), составляет 1 млн грн и больше, если:
- ведение открытого реестра заявлений о рассрочке и отсрочке денежных обязательств или налогового долга на сайте ДФС;
- внедрение ведения единой базы индивидуальных налоговых консультаций на веб-сайте ДФС;
- установление приоритетности обобщающих налоговых разъяснений над индивидуальными, отмена ограничений (консультации касаются значительного количества налогоплательщиков или значительной суммы налоговых обязательств) права Минфина на выдачу обобщающих налоговых консультаций;
- введение переписки контролирующих органов с налогоплательщиками, которые подают отчетность в электронной форме и/или прошли электронную идентификацию онлайн в электронном кабинете исключительно средствами электронной связи;
- осуществление контрольно-проверочной работы на областном уровне; районные налоговые инспекции выполняют исключительно сервисные функции;
- план-график документальных плановых проверок публикуется на сайте ДФС;
- установление 30 дневного срока, в течение которого может быть проведена камеральная проверка (на сегодня такой срок установлен лишь по налогу на добавленную стоимость);
- уточнение порядка исчисления сроков для предоставления возражения на акт (справку) о результатах проверки и копий документов к нему — со следующего дня, за днем получения акта (справки);
- увеличение контролирующим органам срока отправки уведомления о месте и времени проведения рассмотрения возражения к акту проверки с двух до четырех рабочих дней до дня их рассмотрения;
- устранение противоречий в ст. 129 Налогового кодекса Украины относительно порядка начисления пени и установления вместо 120% учетной ставки НБУ 100% пени, которая начисляется налогоплательщиком вследствие самостоятельного исправления ошибок;
- ликвидация налоговой милиции и создание нового органа — финансовой полиции, деятельность которой будет регламентироваться отдельным Законом;
2) в части трансфертного ценообразования:
- С целью уменьшения административных расходов предприятий малого бизнеса (низкие стоимостные показатели признания операций контролируемыми и значительная девальвация гривны обусловливают необходимость подготовки отчетности и документации по трансфертному ценообразованию представителями малого бизнеса, что приводит к дополнительным расходам) предлагается для признания сделок контролируемыми:
- годовой доход налогоплательщика от любой деятельности, определенный по правилам бухучета, увеличить с 50 млн грн до 150 млн грн за налоговый (отчетный) год;
- объем хозяйственных операций налогоплательщика с одним контрагентом, определенный по правилам бухучета, увеличить с 5 млн грн до 10 млн грн за налоговый (отчетный) год.
2. С целью недопущения использования схем уклонения от налогообложения предлагается признать контролируемыми хозяйственные операции с нерезидентами, которые не уплачивают налог на прибыль (корпоративный налог), или которые освобождены от уплаты такого налога.
3. С целью упрощения и улучшения административных процедур, в частности:
- усовершенствованы критерии включения стран в Перечень государств (территорий), операции с резидентами которых признаются контролируемыми;
- введен механизм определения биржевой цены на основании форвардного или фьючерсного контракта;
- методы установления соответствия условий контролируемой операции принципа «вытянутой руки» приведены в соответствие с рекомендациями ОЭСР;
- усовершенствованы требования и систематизирован перечень информации, которая должна быть отражена в отчете о контролируемых операциях и документации по трансфертному ценообразованию;
- предусмотрена возможность самостоятельной корректировки цены контролируемой операции до верхнего или нижнего значения диапазона цен вместо медианы диапазона;
- усовершенствовано понятие «предварительного согласования ценообразования»;
- предусмотрены штрафные санкции за несвоевременное представление отчета о контролируемых операциях и документации по трансфертному ценообразованию;
3) в части налога на прибыль:
- исключение необходимости выполнения требований Кодекса в части обязательного наличия учредительных документов бюджетным учреждениям для получения статуса неприбыльных учреждений;
- дополнение нормами относительно четкого определения (налогового) отчетного периода для неприбыльных организаций (налогового) отчетного периода при приобретении статуса плательщика налога на прибыль;
- дополнение нормами о возможности получения нерезидентом документального подтверждения уплаты налога на прибыль на территории Украины;
- уточнение порядка амортизации основных средств и нематериальных активов, начисление которой осуществляется без учета их переоценки (уценки, дооценки), проведенной в соответствии с положениями бухгалтерского учета;
- корректировка финансового результата до налогообложения на сумму расходов на ремонт, реконструкцию, модернизацию или другие улучшения непроизводственных основных средств и нематериальных активов, поскольку такие расходы нельзя учитывать при расчете налога на прибыль как не связанные с получением дохода плательщика;
- уменьшение финансового результата до налогообложения на сумму первоначальной стоимости объекта непроизводственных основных средств или нематериальных активов в случае продажи такого объекта, поскольку такие расходы были осуществлены налогоплательщиком при приобретении такого объекта и соответствующего увеличения финансового результата до налогообложения на сумму остаточной стоимости такого объекта, определенной согласно национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета или международных стандартов финансовой отчетности;
- четкое определение правовых оснований списания безнадежной дебиторской задолженности за счет резерва сомнительных долгов, которая отвечает признакам безнадежной задолженности, определенным в Кодексе;
- уточнен порядок расчета ограничения при выплате процентов нерезидентам, которые являются связанными лицами с плательщиком налога на прибыль, а именно конкретизируется, что такое ограничение касается исключительно процентов по долговым обязательствам, которые возникли именно перед нерезидентами - связанными лицами;
- уточнение положения относительно избежания двойного учета при определении финансового результата до налогообложения доходов или расходов, возникновению которых для целей налогообложения происходит после 1 января 2015;
- уменьшение минимально допустимых сроков до двух лет амортизации для основных средств группы 4 (машины и оборудование);
- введение на период до 31 декабря 2021 года налоговых каникул (применение нулевой ставки налога на прибыль предприятий) для предприятий, у которых годовой доход не превышает 3 млн грн и размер начисленной за каждый месяц отчетного периода заработной платы (дохода) работников является не меньшим, чем две минимальные заработные платы, при условии соответствия критериям:
- образованных в установленном законом порядке после 1 января 2017 года;
- действующих, у которых в течение трех последовательных предыдущих лет ежегодный объем доходов задекларирован в сумме, не превышающей 3 млн грн и у которых среднеучетное количество работников в течение этого периода составляла от 5 до 20 человек;
- которые были зарегистрированы плательщиками единого налога в установленном законодательством порядке в период до 1 января 2017 года и у которых за последний календарный год объем выручки от реализации продукции (товаров работ, услуг) составлял до 3 млн грн и среднеучетное количество работников составляло от 5 до 50 человек;
4) в части налога на добавленную стоимость:
- установления невозможности отмены налогового кредита по налоговой накладной/расчета корректировки к ней, составленной и зарегистрированной в Едином реестре налоговых накладных после 1 июля 2017 года;
- введение механизма приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, которая подпадает под критерии оценки степени рисков, достаточных для такого приостановления (критерии будут определяться Министерством финансов Украины и восстановлению такой регистрации в случае прекращения процедуры приостановления их регистрации);
- совершенствование системы электронного администрирования НДС:
- возврат переплат налогоплательщика исключительно на счет в СЭА, зачисленных в бюджет с такого счета;
- увеличение срока регистрации налоговых накладных и расчета корректировки к таких налоговых накладных в ЕРНН (с 180 до 365 календарных дней) с одновременным установлением штрафа об отсутствии такой регистрации в размере 50% от суммы НДС, а также установление штрафа при нарушении сроков регистрации всех налоговых накладных/расчетов корректировки к налоговым накладным, в т.ч. составленных неплательщикам налога (за исключением определенных операций);
- введение единого публичного Реестра заявлений на бюджетное возмещение НДС, согласно которому орган, осуществляющий казначейское обслуживание бюджетных средств, будет в автоматическом режиме перечислять средства, которые подлежат возмещению из бюджета;
- введение публичного Временного Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения, поданных до 1 февраля 2016 года, и по которым по состоянию на 1 января 2017 года суммы налога на добавленную стоимость возмещены из бюджета;
- уточнение срока представления заявления об отказе от использования льготы по НДС по операциям по поставке на таможенной территории Украины угля, которая подается до наступления отчетного периода, в котором налогоплательщик предполагает использование указанной льготы (сегодня в течение такого периода);
- урегулирование налогообложения НДС операций по продаже лизинговых портфелей компаниями;
- распространение обязательного реквизита, в частности, код товара, согласно УКТ ВЭД в налоговой накладной, на все без исключения товары, а также дополнение новым обязательным реквизитом для услуг согласно Государственному классификатору продукции и услуг;
- предоставление права на перенос налогового кредита, подтвержденного документальной проверкой контролирующего органа, при реорганизации путем присоединения или слияния с другим плательщиком НДС в состав налогового кредита правопреемника.
5) в части налога на доходы физических лиц:
- увеличение размера суточных при командировках за границу с 0,75 размера минимальной заработной платы до 40 евро на день (не включаются в доходы физического лица);
- расширение перечня расходов физического лица - предпринимателя от осуществления хозяйственной деятельности на суммы налогов, сборов, которые связаны с хозяйственной деятельностью такого физического лица - предпринимателя (кроме налога на добавленную стоимость для физического лица - предпринимателя, зарегистрированного как плательщик налога на добавленную стоимость, акцизного налога, налога на доходы физических лиц с дохода от хозяйственной деятельности, налога на имущество); суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в размерах и порядке, установленных законом; платежей, уплаченных за получение лицензий на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности физического лица - предпринимателя; получения разрешения, другого документа разрешительного характера, связанные с хозяйственной деятельностью физического лица - предпринимателя;
- предоставление физическому лицу - предпринимателю права на амортизацию основных средств, используемых в деятельности (кроме жилой недвижимости и автомобилей);
- предоставление права физическому лицу на обращение в контролирующий орган относительно получения консультативной помощи при заполнении годовой налоговой декларации без ограничения сроков (на сегодня до 1 марта года, следующего за отчетным периодом);
- расширение обязанность относительно заполнения и представления налоговой декларации от имени плательщика налога на родителей — в отношении доходов, полученных малолетним/несовершеннолетним лицом или лицом, признанным судом недееспособным;
- расширение перечня лиц - получателей благотворительной помощи на лечение и медицинское обслуживание плательщика, которые являются членами семьи физического лица первой степени родства, законными представителями ребенка, при условии документального подтверждения расходов, связанных с предоставлением указанной помощи;
- невключение в налогооблагаемый доход сумм, уплаченных любым юридическим или физическим лицом в пользу отечественных высших и профессионально-технических учебных заведений на получение образования, подготовку или переподготовку студента или работника, но не выше трехкратного размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года за каждый полный или неполный месяц обучения, подготовки или переподготовки такого физического лица;
- снятие ограничения по размеру суммы, уплаченной за обучение, разрешается для включения в налоговой скидки налогоплательщика или членов его семьи первой степени родства (в 2016 году такая сумма не должна превышать 1930 грн в месяц);
- предоставление налогоплательщику права рассрочке уплаты в течение трех лет суммы налогового обязательства, начисленного на сумму долга (кредита), прощенного (аннулированного) кредитором по его самостоятельному решению, не связанному с процедурой его банкротства, до истечения срока исковой давности по кредиту, который получен на приобретение жилья (ипотечный кредит).
6) в части единого налога: при расчете общего количества наемных лиц у физического лица - предпринимателя, являющегося плательщиком единого налога, не учитывать работников, которые призваны на военную службу во время мобилизации, на особый период;
7) в части акцизного налога:
- вывод из системы электронного администрирования реализации горючего и соответственно отмены необходимости регистрации плательщиками акцизного налога лиц, которые реализуют топливо в емкостях до 2 л, кроме операций по реализации такого топлива его производителями;
- восстановление ошибочно отмененной нормы относительно освобождения от налогообложения акцизным налогом табачного сырья табачно-ферментационных заводов, а также дополнительное стимулирование выращивания такого сырья в Украине (освобождение от налогообложения выращивания и переработки табачного сырья);
- приведение в соответствие с Таможенным тарифом кодов согласно УКТ ВЭД, по которым облагаются акцизным налогом электромобили и отдельные мотоциклы;
- отмена для импортированных алкогольных напитков необходимости того, чтобы сумма акциза, обозначенная на акцизной марке, соответствовала сумме акциза, действующей на дату разлива этой продукции;
- возможность отображения в акцизной накладной нулевой суммы акцизного налога при отпуске топлива, что используется для производства неподакцизных товаров при условии предоставления налогового векселя;
- установление для чистого бутана, который используется как стабилизатор сжиженного газа для коммунальных нужд ставки акциза на уровне ставки для пропана;
8) в части платы за землю: установить, что минимальный размер арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности не может быть меньше размера земельного налога, установленного для соответствующей категории земельных участков на соответствующей территории;
9) в части рентной платы за специальное использование воды: определить плательщиками рентной платы за специальное использование воды только первичных водопользователей, исключив из плательщиков вторичных водопользователей. Указанные изменения обеспечат упрощение процедуры администрирования рентной платы и значительно уменьшат количество плательщиков;
10) в части рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых: состав расходов, которые не учитываются при исчислении стоимости добытого полезного ископаемого (минерального сырья) по фактической и расчетной стоимости, дополнить расходами, связанными с предпродажной подготовкой, упаковкой, в т.ч. фасовкой (простым бутилированием);
11) особенностях налогообложения на временно оккупированной территории: урегулирование вопроса уплаты отдельных налогов (НДФЛ, акцизного налога, единого налога и налога на имущество) на временно оккупированной территории путем установления особых правил их администрирования — приостановление начисления штрафов, освобождение от уплаты местных налогов.
Принятие законопроекта упростит условия для бизнеса
Принятие и реализация предлагаемого законопроекта будет способствовать упрощению условий для ведения бизнеса, уменьшению коррупционных рисков при администрировании налогов и сборов, устранению несогласованностей, созданию благоприятной налоговой среды.