Андрей Кривещенко,
«Судебно-юридическая газета»
Верховная Рада Украины снимет ограничение права на забастовку закрепленных в ряде специальных законов, что обеспечит работникам расширение условий для использования права и гарантий на забастовку.
Это будет способствовать уменьшению социальной напряженности в обществе.
Так, 9 ноября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5382 «О внесении изменений в некоторые законодательных акты Украины относительно снятия ограничений права на забастовку».
Инициатором законопроекта выступил народный депутат Украины Сергей Каплин.
Право на забастовку — это право на объединение сил
Согласно ст. 44 Конституции Украины, те, кто работает, имеют право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов. Порядок осуществления права на забастовку установлен Законом Украины «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)».
Право работников на забастовку признается Конвенцией Международной организации труда №87 о свободе ассоциации и защите права на организацию, ратифицированной Украиной 14 сентября 1956 года.
Общий принцип заключается в том, что право на забастовку является следствием права на объединение, находящееся под защитой Конвенции №87 (статьи 3, 8, 10). Поэтому забастовки нельзя рассматривать в отрыве от трудовых отношений в целом.
Право работников на забастовку признается и целым рядом других международных норм, в частности, Международным соглашением об экономических, социальных и культурных правах (1966 год), ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, ч. 4 ст. 6 Европейской социальной хартии №163, Хартией Сообщества об основных социальных правах работников, Хартией основных прав Европейского союза.
«Следует отметить, что в законодательстве Украины предусмотрен чрезмерно сложный механизм применения права на забастовку и ряд ограничений этого права, что затрудняет его реализацию работниками», — отмечает народный депутат Сергей Каплин.
Законы и запреты касательно забастовок
Согласно ст. 17 Закона забастовка определяется как временное коллективное добровольное прекращение работы работниками (невыход на работу, невыполнение своих трудовых обязанностей) предприятия, учреждения, организации (структурного подразделения) с целью решения коллективного трудового спора (конфликта).
Забастовка применяется как крайнее средство (когда все другие возможности исчерпаны) разрешения коллективного трудового спора (конфликта) в связи с отказом работодателя или уполномоченного им лица, организации работодателей, объединения организаций работодателей удовлетворить требования наемных работников или уполномоченного ими органа, профсоюза, объединения профсоюзов или уполномоченного им (ими) органа.
Общие случаи, при которых запрещается проведение забастовок, определено ст. 24 Закона Украины «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)».
«Также существуют специальные законы, которыми установлены ограничения относительно использования права на забастовку работниками отраслей, осуществляющих жизненно важные для общества работы. Такие нормативно-правовые акты определяют категории случаев, при которых реализация данного права ограничивается.
К таким отраслям законодательством отнесены: предприятия транспорта, электроэнергетики, объекты в сфере теплоснабжения, телекоммуникационные компании и др.», — говорит народный депутат.
Указанные нормы воспроизводятся и в Горном законе Украины, где содержится прямой запрет для работников горноспасательных служб проводить забастовки, а также отказывать в выезде на спасение людей и ликвидацию аварий и в Кодексе гражданской защиты Украины.
Зачем и для чего разработан законопроект
Законопроект был разработан с соблюдением международных трудовых стандартов, поскольку трудовое законодательство имеет определенные несоответствия положениям ратифицированных Украиной международных актов в сфере обеспечения права на забастовку.
Как говорится в пояснительной записке, учитывая изложенное, возникает необходимость устранения необоснованных ограничений права на забастовку, закрепленных в ряде специальных законов.
В то же время принятие данного законопроекта обосновывается тем, что в современных отечественных реалиях роль забастовки как крайнего средства защиты и борьбы работников за свои права растет. В этих условиях важно, чтобы право на забастовку в украинском законодательстве придавалось в соответствии с основополагающими принципами права, такими как законность, равноправие и гуманизм. Работники должны иметь возможность отстаивать свои права путем проведения забастовок, руководствоваться принципом законности в его реализации.
Что предлагается исключить и/или внести законопроектом
Как говорится в сравнительной таблице, предлагается исключить такой ряд частей и пунктов в законопроекте:
1) ч. 7 ст. 17 «О ограничении политической деятельности в Вооруженных Силах Украины исключить, а именно ст. 7 «Организация работниками Вооруженных Сил Украины забастовок и участие в их проведении не допускаются»;
2) ст. 18 «О Забастовках на транспорте». Прекращение работы (забастовка) на предприятиях транспорта может быть в случае невыполнения администрацией предприятия условий тарифных соглашений, кроме случаев, связанных с перевозкой пассажиров, обслуживанием непрерывно действующих производств, а также, когда забастовка представляет угрозу жизни и здоровью человека;
3) ч. 22. «Забастовки на предприятиях электроэнергетики». Забастовки на предприятиях электроэнергетики запрещаются в случаях, когда они могут привести к нарушению постоянства объединенной энергосистемы Украины или теплоснабжения в осенне-зимний период;
4) ч. 3 ст. 15 «Ограничение политической деятельности в Государственной пограничной службе Украины» исключить. Военнослужащие и работники Государственной пограничной службы Украины на период военной службы и работы останавливают членство в политических партиях. Военнослужащие и работники Государственной пограничной службы Украины могут быть членами общественных организаций, уставные положения которых не противоречат основам деятельности Государственной пограничной службы Украины, и могут участвовать в их работе в свободное от исполнения служебных обязанностей время. Организация военнослужащими и работниками Государственной пограничной службы Украины забастовок и участие в их проведении не допускаются;
5) ч. 4 ст. 15 «Ограничение политической деятельности в Государственной уголовно-исполнительной службе Украины». Организация лицами рядового и начальствующего состава и работниками уголовно-исполнительной службы забастовок и участие в их проведении запрещаются;
6) ч. 3 ст. 41 «Персонал операторов, провайдеров телекоммуникаций». Персоналу операторов, провайдеров телекоммуникаций запрещается участвовать в забастовках, если такие действия приводят к прекращению функционирования сетей телекоммуникаций или предоставления телекоммуникационных услуг, что создает препятствия для обеспечения национальной безопасности, охраны здоровья, прав и свобод человека;
7) ст. 30 «Забастовки на объектах в сфере теплоснабжения». Забастовки на объектах в сфере теплоснабжения запрещаются в случаях, когда они могут привести к нарушениям стабильности теплоснабжения потребителей в отопительный период;
8) ч. 5 ст. 61 «Ограничения, связанные со службой в полиции». Полицейский не может организовывать забастовки и принимать участие в забастовках.
Также предлагается ряд нововведений в законопроект:
1) ст. 24-1 «Особые условия для проведения забастовок на предприятиях, в учреждениях, организациях». При условии обеспечения группой дежурных (бригадой) работников, определенные на время забастовки, устойчивой работы предприятий электроэнергетики, тепло- и водоснабжения, телефонной связи, горной промышленности, атомной энергетики и промышленности, управления воздушным движением, заведений здравоохранения, в частности, оказания экстренной медицинской помощи учреждением здравоохранения (в т.ч. стационарной), проведение забастовок разрешается;
2) ст. 24-2 «Лица, которым запрещается организовывать и участвовать в забастовках». Запрещается проведение забастовки прокурорам, судьям, государственным служащим категории «А», полицейским, военнослужащим ВСУ, Государственной пограничной службы Украины, СБУ, лицам рядового и начальствующего состава службы гражданской защиты, НАБУ, лицам рядового и начальствующего состава государственной уголовно-исполнительной службы.
Снятие ограничения на забастовку
Целью этого проекта является снятие ограничений права на забастовку закрепленных в ряде специальных законов, что обеспечит работникам расширение условий для использования права на забастовку.
Снятие соцнапряжения и обеспечение права на забастовку
Принятие указанного законопроекта будет способствовать уменьшению социальной напряженности в обществе, направлению недовольство работников в юридическое и легитимное русло и обеспечению гарантированного Конституцией Украины права на забастовку.