Андрей Кривещенко,
«Судебно-юридическая газета»
Безопасность на украинских дорогах будет способствовать уменьшению дорожно-транспортных происшествий и сохранению жизней.
Так, 26 сентября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5184 «О дорожном движении и его безопасности».
Инициатором законопроекта выступил народный депутат Украины Григорий Шверк.
Что творится на дорогах в Украине
Украина является одной из наиболее опасных стран для участников дорожного движения.
За годы независимости на ее дорогах произошли более 1 млн дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли более 169 тыс. человек.
Были травмированы почти 1 млн 200 тыс. граждан. Каждый третий погибший — ребенок или молодой человек в возрасте от 5 до 29 лет.
«Украина теряет на дорогах свой работоспособный потенциал, а ежегодные экономические потери от многочисленных дорожных аварий составляют, по оценкам Всемирного банка, около 5 млрд долл.
Если в ближайшее время ситуация не изменится, то дорожно-транспортные происшествия станут одной из основных причин смертей населения Украины наряду с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и СПИДом», — подчеркивает народный депутат Григорий Шверк.
Противоречие в законах и правилах дорожного движения
Главной причиной неудовлетворительного состояния безопасности дорожного движения в Украине является отсутствие законодательного решения существующих проблем трех уровней, определенных для любой страны Европейской конференцией министров транспорта от 26 апреля 2002 года.
Как говорится в пояснительной записке, проблемы первого уровня — это нарушение водителями или другими участниками дорожного движения существующих правил дорожного движения (скорость движения, нетрезвое состояние, игнорирование требований дорожных знаков и т.д.); несоответствие дорог или технических средств регулирования дорожного движения техническим нормам, правилам, стандартам; недостаточная развитость служб спасения и медицинской помощи пострадавшим при ДТП.
Проблемы второго уровня оказываются при более глубоком анализе проблем первого уровня: неясность, нелогичность и противоречивость законодательства (Правил дорожного движения); отсутствие системного контроля над участниками дорожного движения, физическим и психологическим состоянием водителей; слабый контроль за состоянием дорог и транспортных средств с точки зрения их безопасности; неудовлетворительный уровень обучения водителей и проведение экзаменов для получения права управления транспортными средствами.
Проблемы этого уровня уменьшают эффективность контрмер, направленных на решение проблем первого уровня.
Проблемы третьего уровня почти полностью скрыты: недостаточное понимание проблем безопасности дорожного движения должностными лицами, принимающими решения на государственном уровне; неудовлетворительность, примитивность и неточности существующих целевых программ и мероприятий по повышению безопасности дорожного движения; неясность взаимоотношений между органами власти в сфере безопасности дорожного движения и отсутствие координации между ними; неэффективность распределения полномочия, ресурсов и ответственности между органами власти.
Без решения проблем этого уровня невозможно решить проблемы первого и второго уровней.
Действующим на сегодня Законом Украины «О дорожном движении» и «Правил дорожного движения», утвержденных постановлением №1306 Кабинета Министров Украины от 10 октября 2001 года, изменения вносились десятки раз, а в 2008 году существенно были повышены штрафы для водителей-нарушителей.
Упомянутые нормативные акты не направлены на современное решение проблем трех уровней. Они не всегда соответствуют требованиям Конституции Украины, имеют противоречия между собой, что непосредственно влияет на безопасность дорожного движения.
Решение проблемы и создание безопасных условий на дорогах
Принятие законопроекта «О дорожном движении и его безопасности» направлено на решение существующих в Украине проблем дорожного движения путем внедрения комплексных законодательных изменений.
Предусматривается внесение таких изменений:
Принятие проекта позволит повысить уровень и решит проблемы с безопасностью на дорогах Украины.
Также, по мнению авторов законопроекта, нововведение будет способствовать уменьшению количества дорожно-транспортных происшествий и сохранению жизней на дорогах, что обеспечит и положительно повлияет на «трех китов» дорожного движения — участников, транспортные средства, дороги.