Андрей Кривещенко,
«Судебно-юридическая газета»
Верховная Рада Украины хочет освободить от уплаты судебного сбора физических лиц-вкладчиков, благотворительных организаций и общественных объединений, имеющих статус неприбыльных.
Также планируется не допустить безосновательного взыскания средств по искам данных органов и их лиц.
Так, 28 октября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5316 «О внесении изменений в Закон Украины «О судебном сборе» (относительно освобождения от уплаты судебного сбора по искам банков, отнесенных к категории неплатежеспособных по вкладам физических лиц-вкладчиков, благотворительных пожертвований и поступлений по проектам международной технической помощи)».
Инициатором законопроекта выступили народные депутаты Иван Крулько, Юлия Тимошенко, Остап Еднак, Глеб Загорий и Сергей Евтушок.
Кризис и банкротство банковской системы
В связи с кризисом в украинской банковской системе и доведения до банкротства ряда недавно мощных отечественных банков значительное количество вкладов физических лиц-вкладчиков, благотворительных пожертвований и средств международной технической помощи, выделенных для реализации конкретных программ и проектов, были потеряны.
«В 2015 году с рынка были выведены 63 коммерческих банка, что составляет треть от общего количества коммерческих банков страны. Поэтому инициативы, на которые выделялись средства, не могут быть успешно реализованы, что может стать причиной отказа потенциальных доноров от помощи в будущем», — отмечают народные депутаты.
Согласно Парижской декларации по повышению эффективности внешней помощи, к которой Украина присоединилась на основании Указа Президента Украины №325/2007 года от 19 апреля 2007 года, урегулирование соответствующих отношений и внедрение системного и прозрачного контроля затрат по полученной технической помощи является международным обязательством Украины.
Кроме этого, ст. 9 Конституции Украины и ст. 19 Закона Украины «О международных договорах Украины» установлен примат международного права над национальным законодательством. В соответствии со ст. 16 вышеуказанного Закона, ответственность за соблюдение и выполнение обязательств, взятых по международным договорам Украины, возлагается на органы государственной власти. Таким образом, Международная техническая помощь должна быть защищена от нестабильности украинской банковской системы.
Больше всего пострадали благотворительные организации
Одной из категорий юридических лиц, которые стали жертвами разрушения банковской системы, являются благотворительные организации. Особенностью этих организаций является то, что в отличие от физических лиц и компаний, благотворительные учреждения хранят на счетах не собственные средства, а средства международных и отечественных доноров, которые перечисляются им для выполнения четко определенных социальных или благотворительных программ/проектов. Лишь в 2015 году более 9 тыс. благотворительных организаций реализовали свои программы на общую сумму более 9 млрд грн.
Среди основных источников поступлений благотворительных организаций являются благотворительные пожертвования от физических лиц, благотворительные пожертвования от юридических лиц, которые предоставляются преимущественно на основании договоров о целевой благотворительной помощи, а также средства, предоставляемые в рамках программ международной технической помощи.
Единственным способом защиты прав указанных благотворительных организаций является обращение в суд. Категории споров благотворительных организаций с банками, отнесенными к категории неплатежеспособных, а также споров с Фондом гарантирования вкладов физических лиц, о взыскании денежных средств относятся к имущественным, а по подведомственности в хозяйственные суды.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона Украины «О судебном сборе», ставка такого сбора за подачу указанного иска составляет 1,5% от цены иска, но не более 150 размеров минимальной заработной платы (т.е. 21 750 000 грн.). В приведенной категории дел на практике суды не освобождают истцов от уплаты судебного сбора.
«Поэтому складывается ситуация, в которой благотворительные организации вынуждены тратить значительные суммы благотворительных взносов не по их целевому назначению, а в качестве оплаты за доступ к правосудию», — отмечают народные депутаты.
Отсутствие защиты и нарушение международных соглашений
Следует отметить, что Европейский суд по правам человека (далее — ЕСПЧ) неоднократно указывал, что судебный сбор должен быть таким, чтобы с учетом финансового положения заявителя мог быть им оплачен. В свою очередь размер судебного сбора не учитывает финансовое положение стороны и расценивается как таковой, что ограничивает право на доступ к правосудию (решение ЕСПЧ по делу «Георгел и Георгета Стоическу против Румынии»).
Таким образом, действующее законодательство не только не защищает вклады физических лиц-вкладчиков, благотворительные пожертвования и полученную Украиной международную техническую помощь, но и делает невозможным доступ физических лиц-вкладчиков, благотворительных организаций к правосудию, что может привести с одной стороны к ряду решений ЕСПЧ против Украины и возложение обязательств по возмещению на Государственный бюджет, а с другой стороны — к ответственности правительства Украины за нарушение международных соглашений.
Кто освобождается от льготы по уплате судебного сбора
Как отмечается в пояснительной записке, от льгот по уплате судебного сбора от уплаты судебного сбора при рассмотрении дела во всех судебных инстанциях освобождаются такие лица, как: физические лица-вкладчики, благотворительные организации, общественные объединения, имеющие статус неприбыльных, исполнители, соисполнители, доноры, реципиенты, бенефициары, координаторы, другие субъекты проекта (программы) международной технической помощи, которая зарегистрирована в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины, по искам к банкам, отнесенных к категории неплатежеспособных, временных администраций таких банков или Фонда гарантирования вкладов физических лиц.
Освобождение от уплаты судебного сбора
Принятие указанного законопроекта приведет к освобождению от уплаты судебного сбора физических лиц-вкладчиков, благотворительных организаций и общественных объединений, имеющих статус неприбыльных и недопущению безосновательного взыскания средств по искам физических лиц-вкладчиков, благотворительных организаций и общественных объединений, имеющих статус неприбыльных.
Кроме этого, принятие законопроекта позволит реализовать государством свои обязанности по выполнению обязательств в соответствии с Соглашением между правительствами двух государств о гуманитарном и технико-экономическом сотрудничестве от 7 мая 1992 года, что будет способствовать восстановлению позитивного имиджа Украины среди международных доноров.