Андрей Кривещенко,
«Судебно-юридическая газета»
Разработан новый механизм противодействия угрозам безопасности и общественному порядку на востоке Украины.
Верховная Рада хочет ввести военно-гражданские администрации на территорию проведения АТО и близлежащие населения.
Так, 12 сентября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5111 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно военно-гражданских администраций».
Инициатором законопроекта выступили народные депутаты Иван Винник, Иван Мельничук и Александр Спиваковский.
Агрессия и начало конфликта на востоке
Вооруженная агрессия Российской Федерации против Украины началась 20 февраля 2014 года, когда были зафиксированы первые случаи нарушения вооруженными силами государства-агрессора, вопреки международно-правовым обязательствам, порядка пересечения государственной границы Украины.
Интересы 27 февраля 2014 года зданий Совета министров и Верховной Рады Автономной Республики Крым положило начало временной оккупации Крымского полуострова.
Также в марте 2014 года нелегитимной властью Автономной Республики Крым был проведен «псевдореферендум», на основании результатов которого самозваные представители Автономной Республики Крым и города Севастополя подписали с президентом государства-агрессора Владимиром Путиным «Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и создание в составе Российской Федерации новых субъектов объектов».
Позже, в апреле 2014 года, контролируемые и финансируемые Российской Федерацией «бандоформирования» объявили о создании «Донецкой народной республики» и «Луганской народной республики», по которым впоследствии, по результатам фиктивных референдумов, были якобы приняты решения об отделении от Украины. Потом российско-террористическими группировками был начат вооруженный захват Донецкой и Луганской областей, часть из которых удалось освободить усилиями военнослужащих Вооруженных Сил Украины, добровольцев и волонтеров.
Замораживание вооруженного конфликта в пределах, захваченных в настоящее время территорий, невыгодно Российской Федерации в силу значительной финансовой нагрузки на бюджет государства-агрессора в связи с необходимостью обеспечения потребностей аннексированного полуострова.
Серьезная угроза национальной безопасности Украины
В сложившихся условиях малейшие проявления сепаратизма на Херсонщине будут восприняты Российской Федерацией как сигнал к проведению активной наступательной операции.
«Путин никогда не скрывал желания создать сухопутный коридор в аннексированный полуостров. Как известно, вода, электроэнергия и логистика Херсонщины — важные составляющие сухопутного коридора, которые нужны государству-агрессору для обеспечения нормальной жизнедеятельности Автономной Республики Крым как «составной части Российской Федерации.
В случае реализации такого варианта развития событий захват региона неизбежен, а это может стать ключом к захвату государством-агрессором всей территории Украины», — отмечает народный депутат Иван Винник.
Серьезную угрозу национальной безопасности Украины представляет распространение сепаратистских идей не только на территории Херсонской области, но и в пределах всех административно-территориальных единиц, входящих в состав унитарного государства Украина.
«Как показывает история, разрозненные сепаратистские образования при определенных условиях становятся реальной угрозой территориальной целостности и независимости государства. Так, идеи по созданию народных республик в Донбассе и возвращении Крыма под юрисдикцию Российской Федерации создавались задолго до их реализации. Зерна сепаратизма культивировались российскими идеологами в украинском обществе на протяжении последних 20 лет», — отмечает народный депутат Иван Мельничук.
«С целью предотвращения повторения сценариев, реализованных государством-агрессором в Крыму и на Востоке Украины, следует действовать на опережение — создать механизм, который позволит обеспечить безопасность, правопорядок и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, а также оперативное противодействие сепаратистской деятельности, диверсионным проявлениям и террористическим актам на территории Херсонской области и на других территориях, прилегающих к району проведения антитеррористической операции и Автономной Республики Крым, чем предотвратить распространение новых попыток насильственного изменения или свержения конституционного строя Украины, посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность государства», — отмечает народный депутат Александр Спиваковский.
Введение новых действующих правовых основ
Как говорится в пояснительной записке, целью данного законопроекта является введение правовых оснований образования президентом Украины военно-гражданских администраций на территории Херсонской области и на других территориях, прилегающих к району проведения антитеррористической операции и Автономной Республики Крым, в случае наличия условий, предусмотренных действующим Законом Украины «О военно-гражданские администрации».
Таким образом, принятие законопроекта позволит обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина, а также оперативное противодействие сепаратистской деятельности, диверсионным проявлениям и террористическим актам в случае возникновения угроз безопасности и общественному порядку, а также в случае невозможности выполнения органами местного самоуправления, действующих на указанных территориях, возложенных на них Конституцией и законами Украины полномочий.
Также законопроектом предусматривается создание военно-гражданских администраций населенных пунктов, районов и областей на территории Херсонской области и на других территориях к району проведения антитеррористической операции и Автономной Республики Крым, в порядке, регулируемом действующим Законом Украины «О военно-гражданские администрации», в случае возникновения угроз безопасности и общественному порядку, а также в случае невозможности выполнения органами местного самоуправления возложенных на них Конституцией и законами Украины полномочий.
Реализация безопасности и порядка населения
Реализация положений законопроекта позволит усовершенствовать механизм противодействия угрозам безопасности и общественному порядку, связанным с риском террористических актов и вооруженной агрессии; обеспечить нормализацию жизнедеятельности населения и непрерывность реализации публичной власти на территории Херсонской области и на других территориях, прилегающих к району проведения антитеррористической операции и Автономной Республики Крым.