Андрей Кривещенко,
«Судебно-юридическая газета»
Директор государственного и коммунального предприятия будет нести ответственность за возникновение налогового долга.
Верховная Рада Украины хочет внести изменения в порядок погашений налогового долга налогоплательщиками.
Так, 6 сентября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5072 «О внесении изменений в ст. 96 Налогового кодекса Украины относительно погашения налогового долга налогоплательщиков».
Инициатором законопроекта выступил народный депутат Андрей Денисенко.
Миллионные налоговые долги коммунальщиков
По состоянию на 1 августа 2016 года, общая сумма налогового долга по коммунальным предприятиям Днепропетровской области составляет 302 200 000 грн.
Так, за январь-июль 2016 года сумма долга сокращена на 18 млн грн (1 января 2016 года — 320 200 000 грн). Годом ранее рост составил 31 700 000 грн (1 января 2015 года — 288 500 000 грн).
В этом же году проведены расчеты и погашены платежи в бюджет по механизму, введенному постановлением Кабинета Министров Украины от 4 июня 2015 года №375 (субвенция на погашение задолженности по разнице в тарифах на воду и тепло) на общую сумму 7 400 000 грн, что повлияло на общую сумму долга по коммунальным предприятиям.
Т.е. фактический рост на 2015 год составил 39 400 000 грн.
Как говорится в источниках, на 2014 год рост составил 44 300 000 грн (1 января 2014 года — 244 200 000 грн).
В 2014 году проведены расчеты и погашены платежи в бюджет по механизму, введенному постановлением Кабинета Министров Украины от 29 января 2014 года №30 (субвенция на погашение задолженности по разнице в тарифах на воду и тепло) на общую сумму 20 500 000 грн, что повлияло на общую сумму долга по коммунальным предприятиям.
Т.е. фактический рост за этот год составил 64 800 000 грн.
Сумма долга сократилась на 36,6 млн грн в 2013 году (1 января 2013 года — 280 800 000 грн).
Проведены расчеты и погашены платежи в бюджет по механизму, введенному постановлением Кабинета Министров Украины от 20 марта 2013 года №167 (субвенция на погашение задолженности по разнице в тарифах на воду и тепло) на общую сумму 44,0 млн грн, что повлияло на общую сумму долга по коммунальным предприятиям.
Фактически за год произошел рост долга на 7 400 000 грн.
Также наблюдается сокращение долга в 2013 году на 33,4 млн грн (1 января 2012 года — 314 200 000 грн).
Проведены расчеты и погашены платежи в бюджет по механизму, введенному постановлением Кабмина от 11 июня 2012 года №517 (субвенция на погашение задолженности по разнице в тарифах на воду и тепло) на общую сумму 127 200 000 грн, что повлияло на общую сумму долга по коммунальным предприятиям.
Т.е. фактически за 2012 год произошел рост долга на 93 800 000 грн.
В 2011 году сумма долга сократилась на 44,8 млн грн (1 января 2011 года — 359,0 млн грн).
Так, в течение 2015 года по 61 коммунальному предприятию Днепропетровской области направлены 93 письма-обращения в орган управления с предложением расторгнуть трудовой договор с руководителем предприятия-должника. Из них расторгнуты контракты с руководителями по пяти предприятиях.
В течение января-августа 2016 года по коммунальным предприятиям области направлены 79 обращений в орган управления с предложением расторгнуть трудовой договор с руководителем предприятия-должника. Из них расторгнуты контракты с руководителями по 12 предприятиях.
«Итак, действующий механизм не позволяет контролирующим органам достичь эффективных мер по погашению налогового долга, а органами местного самоуправления или органами исполнительной власти, к сфере управления которого принадлежит имущество такого коммунального предприятия, — осуществлять контроль за коммунальными предприятиями по использованию коммунального имущества», — говорит народный депутат Андрей Денисенко.
Что будет ожидать налогового должника
Налоговый кодекс Украины в подпунктах 96.4, 96.5 ст. 96 определяет положение о возможности расторжения трудового договора (контракта) с руководителем коммерческого предприятия при возникновении налогового долга.
Народный депутат предлагает внести ряд изменений в ст. 96 Налогового кодекса Украины:
1. П. 96.4 дополнить двумя абзацами следующего содержания:
«Трудовые договоры (контракты), заключаемые с руководителем государственного или коммунального предприятия, должны содержать положения об указанной ответственности, что является их существенным условием.
Нормы этого пункта не распространяются на случаи возникновения налогового долга вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) или неисполнения или ненадлежащего исполнения государственными органами обязательств по оплате товаров (работ, услуг), приобретенных у такого налогоплательщика за счет бюджетных средств, с предоставлением налогоплательщику субсидий или дотаций, предусмотренных законодательством или по возврату налогоплательщику излишне внесенных налогов и сборов, или их бюджетного возмещения согласно этому Кодексу и налоговым законодательством Украины».
2. П. 96.5 изложить в следующей редакции:
«В случае непогашения налогового долга государственных предприятий, не подлежащих приватизации, и коммунальных предприятий в течение календарного квартала, следующего за календарным месяцем, в котором возникло такое налоговый долг, орган местного самоуправления или орган исполнительной власти, к сфере управления которого принадлежит имущество такого предприятия по обращению органов доходов и сборов обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с руководителем предприятия.
Если в течение 30 календарных дней, следующих за днем обращения органов доходов и сборов, орган местного самоуправления или орган исполнительной власти, к управлению которой принадлежит имущество такого предприятия, не назначит своего нового руководителя предприятия, то руководитель такого предприятия считается отстраненным от работы».
Что нужно сделать, чтобы погасить налоги
Основной целью законопроекта является установление баланса прав и обязанностей контролирующих органов и органов местного самоуправления или органов исполнительной власти, к сфере управления которого принадлежит имущество такого коммунального предприятия, для установления действенного механизма по погашению налогового долга.
Законопроект предусматривает изменения в части внедрения правовой конструкции, которая определила органы доходов и сборов, и местное самоуправление как партнерские стороны по достижению цели по эффективному использованию имущества коммунального предприятия для погашения налогового долга, а неэффективного руководителя такого предприятия ограничить в правах по осуществлению управления.