Андрей Кривещенко,
«Судебно-юридическая газета»
Верховная Рада Украины может повысить уровень социальной защиты населения Украины и снизить социальное напряжение в обществе, связанное с повышением цен на коммунальные услуги.
Так, 5 сентября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5059 «О внесении изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве» (относительно запрета обращения взыскания на некоторые объекты недвижимого имущества физического лица)».
Инициатором законопроекта выступила народный депутат Юлия Тимошенко.
Повышение стоимости тарифов на жизнь
В Украине резко возросла стоимость тарифов на жилищно-коммунальные услуги и энергоресурсы для населения. Вместе с тем произошло стремительное падение покупательной способности и уровня доходов граждан Украины. Совокупность данных обстоятельств приводит к увеличению задолженности людей за жилищно-коммунальные услуги и потребление энергоресурсов даже в минимальном количестве, которое необходимо для жизни.
Как разъясняет народный депутат в пояснительной записке, несмотря на существование системы субсидий, существует высокий риск формирования безнадежной задолженности людей, т.е. физических лиц за жилищно-коммунальные услуги и энергоресурсы. В Украине уже были прецеденты конфискации жилья в качестве обеспечения долговых обязательств за жилищно-коммунальные услуги и энергоресурсы, в частности, в г. Луцк.
Проектом Закона предлагается внести изменения в Закон Украины «Об исполнительном производстве» №1404-VIII, согласно которым повысится уровень социальной защиты населения Украины, а также снизится уровень социальной напряженности в обществе.
Дополнительная защита со стороны государства
2 июня 2016 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «Об исполнительном производстве» №1404-VIII, в котором впервые появился институт частных исполнителей.
В условиях слабости государственных институтов защиты прав и интересов граждан, резкого роста уровня уголовных преступлений, в частности, в сфере незаконного завладения имущества, граждане Украины, а также другие физические лица, на законных основаниях и обладают имуществом на территории Украины, нуждаются в дополнительной защите на законодательном уровне.
В проекте предлагается внести изменения в ст. 50 Закона Украины «Об исполнительном производстве», а также в Перечень видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам (приложение к названному Закону). В частности, в нем устанавливается запрет на обращение взыскания на единственное жилье (жилой дом или квартиру) должника или его часть, если такое взыскание необходимо для обеспечения долговых обязательств за жилищно-коммунальные услуги, тепловую энергию, электроэнергию, газоснабжение.
Принятие проекта, по мнению субъекта права законодательной инициативы, «будет способствовать повышению уровня социальной защиты населения Украины и снижению уровня социальной напряженности в обществе».
Мнение экспертов
Главное управление Аппарата Верховной Рады, рассмотрев проект, считает целесообразным высказать относительно его содержания следующие замечания и предложения.
По мнению управления, предложенные в проекте изменения должны быть согласованы с ч. 7 ст. 48 Закона Украины «Об исполнительном производстве», согласно которой в случае, если сумма, подлежащая взысканию по исполнительному производству, не превышает 20 размеров минимальной заработной платы, обращение взыскания на единственное жилье должника и земельный участок, на котором расположено такое жилье, не осуществляется.
В таком случае исполнитель обязан принять меры для выполнения решения за счет другого имущества должника.
Стоит также обратить внимание на то, что, согласно проекту, от обращения взыскания на единственное имущество освобождаются все должники независимо от причин, по которым у них возникла задолженность, среди которых могут быть как объективные (например, невыплата заработной платы или пенсии, болезнь и т.п.), так и субъективные (например, сознательная неуплата за коммунальные услуги, тепловую энергию, электроэнергию, газоснабжение или недовольство качеством обслуживания).
В связи с этим предлагается в проекте четко определить основания, по которым на единственное жилье должника взыскание не обращается.
Предлагается также дополнить проект определением других, чем средства за проданное в порядке исполнительного производства жилья, источников поступления средств, из которых должна погашаться задолженность за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.
Без этого определения финансовое состояние предприятий, предоставляющих соответствующие услуги, будет ухудшаться, что в свою очередь негативно скажется на качестве жилищно-коммунальных услуг.
Изменения будут влиять на жизнеспособность
Законопроект предусматривает защиту права человека на жилье, закрепленное в Конституции Украины.
Не предусматривает он такую защиту в случае, если должник сознательно внес в качестве залога свое единственное жилье (дом или квартиру) или долю в нем.
«Данный законопроект разработан с целью защиты права человека на жилье, закрепленное в Конституции Украины.
Принятие внесений будет способствовать повышению уровня социальной защиты населения Украины и снижению уровня социальной напряженности в обществе», — поясняет Юлия Тимошенко.