Мария Мисюра,
«Судебно-юридическая газета»
Процедуру утверждения Генерального плана местных территорий предлагают изменить.
Так, 15 сентября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5126 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию градостроительной деятельности (касательно планирования территорий)».
Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты из разных фракций: Блок Петра Порошенко — Дмитрий Андриевский, Петр Сабашук и Андрей Шинкович; «Самопомич» — Алена Бабак; «Народный Фронт» — Александр Кодола и «Оппозиционный Блок» — Андрей Гальченко.
Согласно пояснительной записке проекта акта, внесение изменений предусмотрено с целью урегулирования вопросов планирования и застройки территорий, внедрения общепринятого в странах ЕС термина «пространственное планирование», упрощения разрешительной системы в сфере градостроительства, нормирования вопросов, связанных с регулированием отношений при осуществлении градостроительной деятельности.
Однако, на практике, кроме термина «пространственное планирование» и нормирования вопросов, упрощение разрешительной системы никак не происходит.
Так, ст. 12 Закона Украины «Об основах градостроительства» на сегодняшний день предусматривает, что утверждение Генерального плана территорий населенного пункта входит в компетенцию местных поселковых и городских советов. Т.е. именно местный орган власти, избранный самими жителями этого населенного пункта решает вопрос распределения земель, утверждения парков и скверов или выдачи разрешения на строительство завода.
В предложенной народными депутатами редакции утверждать Генеральную схему планирования территорий Украины или вносить в нее изменения теперь доверено Кабинету Министров (ст. 9 этого же закона в новой редакции).
Интересным является еще и тот момент, что у исполнительных органов местной власти забрали не только функцию по утверждению Генерального плана территории, а существенно сократили и разрешительные функции.
Так, ст. 14 в новой редакции предусматривает, что местные органы исполнительной власти могут, как и раньше, вносить предложения по установлению и изменению границ населенных пунктов. Однако, теперь на исполнительные органы будет еще возложена функция по организации разработки внесения изменений и представления местных правил застройки на рассмотрение и утверждение соответствующего сельского, поселкового, городского советов.
Стоит отметить, что эти местные правила будут утверждаться именно местным советом и не требуют соглашения с Кабинетом Министров.
После утверждения такие материалы представляются в центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политику в сфере строительства, архитектуры, градостроительства для внесения в Государственный реестр планировочной документации на региональном и местном уровнях в течение 30 дней со дня их утверждения.
Таким образом, местный совет сможет регулировать, каким образом будут строить на их территории. Однако, не стоит забывать, что решение вопроса о том, что именно будут строить, относится к компетенции уже центрального органа власти.
Еще одним приятным моментом является сокращение органов центрального аппарата. Вместо трех их остается два — центральный орган в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и центральный орган по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора.
И хотя авторы законопроекта указали своей целью продолжение процесса дерегуляции и создания благоприятных условий ведения бизнеса, а также повышение инвестиционной привлекательности в строительной отрасли, на практике такая бюрократичность в подходе для оформления разрешительных документов, когда все должно быть согласовано с центральными органами исполнительной власти, может не только не повысить привлекательность, но и оттолкнуть уже сегодняшних инвесторов.
Для привлечения инвестиций планируется использовать Государственный реестр планировочной документации на региональном и местном уровнях.
Также, по задумке авторов, он поможет рационально использовать территории.
Внесение данных в Реестр планировочной документации осуществляется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере строительства, архитектуры и градостроительства на основании информации, предоставленной органами исполнительной власти и местного самоуправления в течение 30 дней после утверждения планировочной документации. Непредставление информации в Реестр планировочной документации влечет за собой ответственность.
Доступ к Реестру планировочной документации будет осуществляться бесплатно через официальный веб-сайт центрального органа исполнительной власти.
Однако, заменит ли существование реестра и сокращение центральных органов ту негативную сторону по созданию целого ряда бюрократических процедур при изменении Генплана города или села для местных жителей, остается вопросом.
Возможно, при рассмотрении законопроекта на комитетах парламента в него будет внесен целый ряд поправок, и тогда цель народных депутатов по дерегуляции полномочий между центральным аппаратом и местной властью будет достигнута.