Наталья Мамченко,
Вячеслав Хрипун,
«Судебно-юридическая газета»
Разговоры о необходимости принять некий закон, позволяющий в два счета конфисковать в пользу государства средства, которые находятся на счетах бывших высокопоставленных руководителей страны, начались еще весной 2014 года.
Тогда, после бегства из страны Виктора Януковича и лиц из его ближайшего окружения, на их счетах в украинских банках оказались заморожены сотни миллионов гривен, которые, по версии следствия, были получены незаконным путем.
По данным Министерства юстиции и Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны, речь идет о 50 млрд грн., которые потенциально могли быть использованы для развития украинской экономики, проведения реформ и поддержки обороноспособности вооруженных сил.
Средства эти находятся в трех государственных банках: «Ощадбанк», «Укргазбанк» и «Укрэксимбанк».
Однако, очень быстро вокруг этих средств разгорелась политическая борьба, которая не окончилась до сих пор. Как результат, появился ряд законопроектов, предусматривающих введение института гражданской конфискации, т.е. лишения незаконно приобретенного имущества до окончательного приговора суда в рамках уголовного производства. Такая процедура в отечественном законотворчестве получила название «специальной конфискации».
Инициаторами окончательного варианта законопроекта о спецконфискации выступили шесть народных депутатов, из которых четверо представляли фракцию «Народный фронт», а еще двое — «Блок Петра Порошенко». В работе над законопроектом приняло активное участие и Министерство юстиции, глава которого Павел Петренко, наряду с главой Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Сергеем Пашинским, стал главным лоббистом нового механизма.
Что предлагается новым законопроектом и как оценивают механизм спецконфискации чиновники и политики, читайте в статье «Операция «Спецконфискация»».