Накануне очередной печальной годовщины майдановских событий парламент принял пакет законопроектов, направленных на выполнение Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины. Напомним, в декабре 2015 года Еврокомиссия представила доклады, в которых отметила, что Украина выполнила все условия для либерализации визового режима с ЕС. Тогда же Комиссия сообщила, что в начале 2016 года представит Совету ЕС и Европарламенту нормативные предложения, позволяющие включить Украину в список государств, граждане которых могут въезжать в ЕС без виз.
18 февраля 2016 года парламент принял три заключительных законопроекта, которые приблизят украинцев к заветной мечте и обеспечат их право на передвижение в ЕС без границ. «Верю, что в этом зале Верховной Рады, независимо от политической принадлежности, каждый из нас поддержит три «безвизовых закона», которые позволят нам получить решение о введении безвизового режима для украинцев и свалить тот «железный занавес», который еще до сих пор существует в виде бюрократических виз», — заявил спикер парламента Владимир Гройсман, призывая депутатов к голосованию.
Одним из принятых 18 февраля стал законопроект №4056, касающийся усовершенствования принципов деятельности Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений. Проектом предлагалось внести изменения в Закон «О Национальном агентстве Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений». Поправки в ст. 1032 ГК Украины значительно расширяют полномочия Нацагентства. Теперь у него есть право не только хранить активы, на которые наложен арест в уголовном производстве. В некоторых установленных законом случаях, если активы были конфискованы в ходе уголовных производств, агентство будет иметь право на владение и распоряжение такими активами, в т.ч. и с правом их реализации, технологической переработки или передачи в управление.
Отметим, что данная норма в свое время вызвала недовольство некоторых критиков, которым это предложение показалось неприемлемым, поскольку, исходя из содержания главы 70 того же ГК, Национальное агентство в принципе не может быть распорядителем имущества, которое ему не принадлежит. Аргументировалось данное мнение и тем, что в профильном законе определено: «Национальное агентство является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, которое обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере выявления и розыска активов, на которые может быть наложен арест в уголовном производстве».
Эксперты обратили внимание, что в случае конфискации имущества учредителем управления им является государство Украина, в собственность которой оно переходит в результате конфискации в соответствии со ст. 354 ГК. Национальное агентство, очевидно, в такой ситуации может быть всего лишь его управляющим.
Кроме этого, по мнению экспертов, такое управление должно осуществляться с учетом требований Закона «Об управлении объектами государственной собственности», согласно ч. 1 ст. 3 которого бесхозное и конфискованное имущество, переходящее в государственную собственность по решению суда, является объектом управления государственной собственности. И если не учесть данные замечания, то принятые нормы рискуют стать коррупционными.
Подробнее ознакомиться с анализом нововведений и экспертными мнениями относительно данной темы можно в статье «В Европу без виз?» в «Судебно-юридической газете».