Накануне запланированного визита в Украину технической миссии МВФ, которая намерена проинспектировать таможенное направление, группа народных депутатов от разных фракций зарегистрировала в Верховной Раде законопроект №3763 «О Национальной таможенной службе Украины». Документ предлагает разделить таможенников и налоговиков, т.е. вернуть тот вариант системы, который был до 2012 года.
«Современное состояние осуществления таможенного дела свидетельствует о необходимости создания четкой, логической и контролируемой управленческой вертикали, организации и управления процессом таможенного контроля и таможенного оформления, эффективным противодействием контрабанде и нарушениям таможенных правил, расширением международного сотрудничества, в т.ч. введением совместного контроля с соседними странами», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Кроме этого, стоит отметить, что реформирование налоговой и таможенной служб — это одно из условий получения Украиной очередного транша МВФ.
Своим мнением относительно нынешней работы таможенной службы, а также предложенных законодательных инициатив поделилась Татьяна Острикова, член Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики:
«Сегодня фактически уничтожена таможенная составляющая в деятельности фискальной службы. В разное время в структуре центрального аппарата было от 6 до 9 профильных подразделений, которые занимались направлениями таможенного дела, такими как тарифная политика, таможенные платежи, нетарифное регулирование, классификация товаров, таможенные режимы и технологии, борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил, таможенная статистика и др. Сегодня из 24 департаментов таможенными делами занимается один. Такой подход свел на нет многолетние наработки. Таможня и налоговая в системе фискальной службы использовали разные информационные базы. Их интеграция не имела положительного эффекта, так как нуждалась в финансовом обеспечении на актуализацию баз и обновление техники.
Отмечу, что актуальным на сегодняшний день остается вопрос о статусе налоговой милиции. В соответствии с положением о Министерстве доходов и сборов, она была включена в структуру новообразованного органа. Такое решение законодателя противоречило норме Указа Президента «О решении Совета национальной безопасности и обороны от 15 февраля 2008 г. «О ходе реформирования системы уголовной юстиции и правоохранительных органов» относительно необходимости отделения налоговой милиции от ГНС. Данный Указ также предусматривал реорганизацию налоговой милиции в финансовую полицию как самостоятельный орган криминальной юстиции. Но таких изменений в ходе реформы не произошло. Впрочем, эффективность деятельности того или иного органа зависит не от его структуры и подчиненности, а от кадрового и материально-технического обеспечения, а также компетентности лиц, работающих в органе» – подытожила Татьяна Острикова.