19 мая 2015 года за инициативы Юрия-Богдана Шухевича был зарегистрирован новый проект Закона «О внесении изменения в Заключительные положения Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» о переносе сроков принятия закона относительно назначения всех пенсий, в том числе специальных, на общих основаниях» под №2852-1.
В данном законопроекте прослеживается сокрушительная критика ранее горячо обсуждаемого законопроекта № 2767 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования и единых принципов начисления пенсий» от 30.04.2015.
«После ознакомления с текстом правительственного законопроекта № 2767 сразу стало понятно, что правительство Украины сознательно подало на рассмотрение парламента такой законопроект, который никогда не будет поддержан большинством народных избранников. Вопросов и замечаний к этому законопроекту столько, что только перечень этих вопросов и замечаний займет значительную часть текста, не говоря уже об обосновании этих замечаний. Самое главное из этих вопросов можно сформулировать так: «Для чего, в одном законопроекте смешивать единые принципы начисления пенсий, которые должны быть введены с 1 июня 2015 года, вместе с накопительной системой общеобязательного государственного пенсионного страхования, которую Правительство Украины планирует ввести аж с 1 января 2017? Это лишь один вопрос к этому законопроекту, а таких вопросов множество. Но все эти вопросы и замечания будут высказаны во время рассмотрения этого законопроекта в парламенте.
Сейчас же акцентируем внимание на вопросе, которое непосредственно касается предложенного альтернативного законопроекта.
В п. 30 раздела I законопроекта № 2767 содержится следующее положение: «Пункт 5 раздел III «Заключительные положения» Закона Украины от 2 марта 2015 № 213-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» исключить». А в п. 1 раздела II «Заключительные и переходные положения» законопроекта № 2767 указано, что этот Закон вступает в силу с 1 января 2016 года. Сразу возникает вопрос: «На каком основании Правительство Украины предлагает отменить решение парламента о введении с 1 июня 2015 единых принципов начисления пенсий?» Напоминаем, что это решение парламента было принято во исполнение обязательств перед международными финансовыми учреждениями, в частности относительно условий предоставления Украине кредита МВФ. Причем в законопроекте № 2767 Правительство Украины не предлагает внести изменения в нормы Закона Украины от 2 марта 2015 № 213-VIII относительно снятия ограничений по выплате пенсий для работающих пенсионеров, установленных этим Законом, по восстановлению (уменьшение) пенсионного возраста для женщин, о восстановлении (уменьшение) величины продолжительности страхового стажа для назначения пенсий и тому подобное. Зато Правительство Украины предлагает отменить с 1 июня 2015 положение о назначении спецпенсий на общих основаниях, тем самым пытаясь сохранить привилегии в пенсионном обеспечении, существование которых прямо противоречит статье 24 Конституции Украины, в которой указано, что «не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи ... или другим признакам ».
При рассмотрении этого законопроекта 13 мая 2015 на заседании профильного Комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения (далее - Комитет) народными депутатами Украины было высказано много вопросов и существенных замечаний к этому проекту закона, ни на один из которых не смогли ответить ни Председатель правления ПФУ, ни заместитель министра социальной политики, которые представляли этот законопроект в Комитете. По непонятным причинам на заседании профильного комитета не присутствовал министр социальной политики Павел Розенко. Министр должен представить этот законопроект в Комитете и ответить на все вопросы и замечания, которые были высказаны народными депутатами Украины. Вместе с тем министр социальной политики, сразу после заседания этого Комитета начал активно «поливать грязью» в СМИ и социальных сетях решение, которое приняли члены этого Комитета. Вот что, в частности, написал министр социальной политики на своей странице в Фейсбуке: «Сегодня на заседании Комитета соцполитики ВР протащили предложение фактически заблокировать проведение этой реформы и перевести все в процесс очередного многолетнего обсуждения проблем пенсионной системы. Пикантность ситуации заключается в том, что никаких принципиальных замечания к принципам функционирования модели, которая была предложена Министерством социальной политики высказано не было».
Кроме того, на заседании комитета было принято решение подготовить отдельный законопроект о переносе с 1 июня 2015 на 1 декабря 2015 сроков принятия закона о назначении всех пенсий, в том числе специальных, на общих основаниях.
С этим решением Комитета нельзя согласиться, поскольку в период военной агрессии Российской Федерации мы не имеем права и дальше медлить с проведением реформ, в частности необходимо срочно проводить реформу по отмене несправедливости в пенсионном обеспечении украинских граждан. В нас нет времени на то, чтобы до 6 месяцев шла подготовка законопроекта о назначении всех спецпенсий на общих основаниях. Уже есть готовые законопроекты, в частности № 1087 и № 2776-2, касающиеся введения единых принципов начисления пенсий. Поэтому не надо ждать до 1 декабря 2015, чтобы принять необходимые законопроекты, и дата «1 июля 2015» есть вполне приемлемой датой, до наступления которой парламент сможет принять законопроект о введении единых принципов начисления пенсий».
Судя из вышесказанного, дебаты относительно реформирования пенсионной системы будут вестись еще долгое время. Простым людям остается только ждать когда «носители власти» достигнут консенсуса, и наедятся на то, что все-таки когда-то настанут благоприятные изменения.