1. Международным финорганизациям разрешена эмиссия облигаций в Украине
7 октябрявступил в силу Закон № 400-VII , которым Закон «О ценных бумагах и фондовом рынке» дополнен статьей 10-1, регулирующей особенности эмиссии облигаций международных финансовых организаций.Так, изменениями определено, что международные финансовые организации могут осуществлять в порядке, установленном НКЦБФР, эмиссию процентных или дисконтных облигаций исключительно путем публичного размещения на украинских фондовых биржах, включенных Комиссией по результатам конкурсного отбора в утвержденный перечень. При этом эмиссии облигаций международных финансовых организаций обслуживаются в депозитарной системе Украины. Важно отметить, что согласно положениям документа центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной финансовой политики, по согласованию с НБУ предоставляет разрешение на осуществление международной финансовой организацией эмиссии облигаций. Кроме того, предусмотрено, что размещение, продажа и погашение указанных облигаций осуществляются в национальной валюте.
2. Парламент уточнил перечень финуслуг
ВР принялаЗакон о внесении изменений в ст. 4 Закона «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» (проект № 0977), которым дополнено перечень финуслуг.
Так, согласно Закону финансовыми услугами, среди прочего, считаются:
- операции с ипотечными активами с целью эмиссии ипотечных ценных бумаг;
- услуги, предоставляемые банками в соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности»;
- управление имуществом для финансирования объектов строительства и/или осуществления операций с недвижимостью в соответствии с Законом «О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью».
При этом указано, что предоставление финансовых услуг, не включенных в упомянутый перечень, запрещается.
3. ВР приняла антирейдерские изменения в законодательство
10 октября ВР принялаЗакон относительно противодействия противоправному поглощению и захвату предприятий (правительственный проект № 0887), которым внесены изменения в ряд нормативно-правовых актов действующего законодательства, среди которых: ГК, ХК, УК, законы о хозобществах, госрегистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей, восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом, о рекламе и др.
Документом, в частности, предусматриваются:
1. Нормы относительно определения территориальной компетенции хозяйственных судов при рассмотрении корпоративных споров, применения обеспечительных мер при рассмотрении корпоративных споров, уголовной ответственности за подделку документов для госрегистрации юрлиц, захвата объектов предприятия, получения фиктивных прав на имущество предприятия (в том числе корпоративные права).
2. Положения о ликвидации юрлиц: излагается в новой редакции порядок отмены госрегистрации учредительных документов на основании решения суда и регулируется порядок действий при форс-мажорных обстоятельствах, препятствующих осуществлению регистрационных действий.
3. Введение уголовной ответственности лиц за подделку документов, предоставляемых для госрегистрации юрлица, за подделку документов, подаваемых для госрегистрации прекращения юрлица на основании судебного решения о ликвидации юрлица-банкрота или для госрегистрации прекращения предпринимательской деятельности ФЛП на основании судебного решения о признании физлица-предпринимателя банкротом; за подделку документов, бланков, печатей, штампов и их использование и т. д.
4. Расширения полномочий НКЦБФР относительно осуществления Комиссией экспертизы в делах, возникающих из корпоративных отношений и рассматривающихся хозяйственным судом, в случае ее назначения.
4. Определены требования к договору о клиринге
Решением № 1527 НКЦБФР утвердила требования к договору о клиринге и расчетах по сделкам относительно ценных бумаг (о предоставлении клиринговых услуг).
Так, лицами, осуществляющими клиринг, в соответствии с Требованиями, являются: Расчетный центр, Центральный депозитарий или клиринговая организация. При этом договор заключается между лицом, осуществляющим клиринг, и фондовой биржей. Согласно данному договору между этими лицами осуществляется обмен информацией, необходимой для обеспечения выполнения заключенных на фондовой бирже сделок с ценными бумагами. Кроме того, при заключении договора каждая из сторон должна предоставить другой стороне по требованию заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих правовой статус, обязательные реквизиты и полномочия лиц, заключающих договор.
Среди прочего, утверждены также требования к договору о расчетах в ценных бумагах по результатам клиринга.
5. Миндоходов напомнило об особенностях обложения НДС IT-продукции
Миндоходов в приказе № 536, разъясняя особенности законодательной регламентации обложения НДС операций по поставке IT-продукции, отмечает, что освобождение от обложения НДС распространяется не на отдельных субъектов хозяйствования, а на операции по поставке товаров/услуг.
Так, в документе указывается, что освобождение от обложения НДС операций по поставке программной продукции применяется в обязательном порядке без возможности отказа от применения этой льготы. Кроме того, освобождение от обложения НДС операций по поставке программной продукции не зависит от регистрации плательщика НДС как субъекта, применяющего особенности обложения налогом на прибыль предприятий субъектов индустрии программной продукции, предусмотренные п. 15 подразд. 10 разд. XX НК, поскольку применяется к таким операциям, а не субъектам.
В свою очередь, льготы по НДС на софт распространены не только на предприятия IT-индустрии.
6. Отчеты по ЕСВ в Миндоходов можно присылать в электронном виде
Отчеты о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное соцстрахование в органы Миндоходов можно присылатьв электронном виде. По словам специалистов Министерства, такой формат отчетности сэкономит налогоплательщикам время и средства. Ведь в бумажном виде отчетность нужно подавать лично только в Центры обслуживания налогоплательщиков, а отправленная по почте она не принимается. Определено, что для электронного отчета плательщикам необходимо скачать соответствующее программное обеспечение и получить цифровую подпись, предоставляемую Миндоходов бесплатно.
Отметим также, что «старые» решения о начислении пени по уплате ЕСВ обжалуются в ПФ.
7. НКЦБФР утвердила новые требования к вексельным бланкам
НКЦБФР решением № 1681 определила новые требования к виду, форме и содержанию вексельных бланков. Указано, что гарнитура и кегль шрифта текста должны быть подобраны таким образом, чтобы текст хорошо читался на фоне графического оформления, а также отмечено, какие исходные данные должен содержать в себе такой документ.
Кроме того, предусмотрено, что система защитывексельных бланков от подделки должна включать в себя элементы защиты бумаги и элементы защиты, которые достигаются использованием специальных средств печати, специальных элементов дизайна и специальных красок. В приложениях к решению утверждены официальные формы переводного и простого векселей.
8. Из реестра РРО исключены старые модели
Миндоходов приказом № 522 утвердило новую редакцию Государственного реестра регистраторов расчетных операций.Так, в перечень сертифицированных приборов вошли 69 моделей кассовых аппаратов. Это аппараты, отвечающие современным требованиям и обеспечивающие передачу контрольно-отчетной информации органам доходов и сборов в электронной форме. Особенностью новой редакции стало исключение из реестра старых моделей регистраторов расчетных операций - аппаратов, не передававших отчетность в электронной форме.
Напомним, что с 2013 года пользователи кассовой техники должны отчитываться в органы Миндоходов в электронном виде. Для технического переоснащения плательщикам установлен переходный период до 1 января 2014 года - с этой даты вводится ответственность за непредставление электронной отчетности.
9. Утвержден порядок отбора инвестиционных проектов
Кабмин постановлением № 715 утвердилТребования к инвестиционным проектам в приоритетных отраслях экономики и Порядок отбора, одобрения и регистрации инвестиционных проектов. Нормативно-правовым актом установлен перечень документов, предоставляемых вместе с заявлением субъектами хозяйствования для участия в отборе, а также инвестиционных проектов, которые не допускаются для участия в отборе.
Отметим, что реализация инвестиционного проекта предполагается в приоритетной отрасли экономики, определенной Кабмином, а также на вновь созданном или действующем предприятии, на котором будет проведена реконструкция или модернизация.
Напомним также, что принятЗакон об особенностях осуществления инвестиционной деятельности в Крыму.
10. Принят за основу законопроект об упрощении процедуры открытия бизнеса
8 октября ВР за основу был принят законопроект № 2258а относительно упрощения порядка открытия бизнеса. Документом, в частности, предусматривается:
1. Отмена требования относительно взыскания регистрационного сбора за проведение госрегистрации юрлица и физлица-предпринимателя.
2. Предоставление возможности подачи госрегистратору при проведении госрегистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей сведений, необходимых для регистрации такого лица органами налоговой службы в качестве плательщика НДС, единого налога, других налогов и сборов (в случае если в соответствии с законом или по решению лица предусмотрена регистрация лица как плательщика соответствующего налога).
3. Осуществление госрегистрации юрлиц и ФЛП путем предоставления электронных документов без обязательного использования электронной цифровой подписи с помощью других способов идентификации личности заявителя.
4. Отказ от обязательности в использовании печатей субъектами частного права и переход к добровольному использованию таких печатей.
5. Расширение объема сведений из Единого госреестра юрлиц и физлиц-предпринимателей, к которым предоставляется доступ на официальном сайте специально уполномоченного органа по вопросам госрегистрации.
Отметим также, что депутаты одобрили инициативу по сокращению разрешительных документов.