В законопроекте (№ 1057 ) предлагают внести изменения в законы " О профессионально - техническом образовании", " О высшем образовании", " Об образовании ".
Целью законопроекта, как отмечается в пояснительной записке, является "создание условий для повышения роли и престижа рабочих профессий вследствии повышения качества профессионально - технического образования и установлении гарантий для работников этой сферы и соискателей профессионально - технического образования, также льгот для предприятий, учреждений, организаций, которые участвуют в подготовке квалифицированных рабочих ".
Комитет отметил, что анализ проекта закона и выводы, поступившие при подготовке его к рассмотрению, свидетельствуют о наличии принципиальных недостатков и дают основания утверждать о необходимости существенной доработки предложенных изменений.
Члены Комитета обращают внимание на мнение экспертов относительно того, что большое количество предложенных норм не являются предметом Закона "О профессионально - техническом образовании" и должны регулироваться другими законами, в частности это касается вопросов бюджета и порядка финансирования учреждений системы профессионально - технического образования, предоставления налоговых льгот профессионально - техническим учебным заведениям и предприятиям в вопросах подготовки квалифицированных рабочих, определение порядка формирования государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих, предоставление льгот по уплате единого социального взноса предприятиям, которые обеспечивают выпускников учебных заведений первым рабочим местом и т.д.
Кроме того, в выводах также отмечается, что ряд предложенных изменений в Закон " О профессионально - техническом образовании" вступает в противоречие с Законом " Об образовании ", что в случае принятия законопроекта приведет к разбалансировке законодательства в сфере образования.
В частности, в вопросах определения государственной политики в образовании, получение общего среднего образования, определение образовательно - квалификационных уровней в профессионально-техническом образовании, стандартов профессионально - технического образования, лицензирования образовательной деятельности и т.д.
Также обращается внимание на то, что Комитет по вопросам бюджета в своем заключении отметил, что законопроект повлияет на показатели бюджета ( увеличит расходы и уменьшит поступления в бюджет). По экспертной оценке Министерства финансов установление размера стипендий учащихся на последнем году обучения на уровне 50 процентов средней заработной платы работников соответствующей категории на производстве потребует дополнительных средств из государственного и местных бюджетов в объеме 6,9 млрд. гривен в год. Дополнительно необходимо будет изыскать средства и на повышение размера стипендий в процентом соотношении к минимальной заработной плате.
Также в заключении отмечается, что законопроект не соответствует статьям 95 и 116 Конституции Украины, статьям 4 , 23 , 27 , 30 Бюджетного кодекса Украины, статьи 2 Закона " О Кабинете Министров Украины " в части определения финансовой и налоговой политики и рекомендуется привести предложенные изменения в соответствии с нормами этих законодательных актов. Вопреки требованиям статьи 91 Регламента Верховной Рады Украины и статьи 27 Бюджетного кодекса субъектами права законодательной инициативы не предоставлено финансово - экономических обоснований к законопроекту.
Комитет принял во внимание и мнение Комитета по вопросам Регламента депутатской этики и обеспечения деятельности Верховной Рады Украины, в котором указывается на несоблюдение требований статьи 91 Регламента Верховной Рады Украины и статьи 27 Бюджетного кодекса Украины, согласно которым субъекты права законодательной инициативы связанные обязательством добавить к законопроекту финансово - экономическое обоснование, включая соответствующие расчеты, а также на несоблюдение требований по определению сроков вступления в силу Закона в случае его принятия.
В заключении также отмечается, что законодательные предложения о предоставлении льгот предприятиям в вопросах профессиональной практической подготовки учащихся, в уплате единого социального взноса, сбора за первую регистрацию транспортных средств, других самоходных машин и механизмов противоречат требованиям статьи 7 Налогового кодекса Украины. Указывается и на допущенные технические и редакционные неточности.
Кроме того, обращалось внимание на то, что Министерство финансов считает принятие законопроекта нецелесообразным, Министерство экономического развития и торговли законопроект не поддерживает, Министерство юстиции выразило важные основательные замечания к ряду предложенных изменений и внесло предложения об исключении тех, которые противоречат действующему законодательству, а также по пересмотру других норм и существенной доработки всего законопроекта, в том числе в части соблюдения требований нормопроектировочной техники. Министерство образования и науки и Министерство социальной политики считают, что законопроект требует существенной доработки.
Комитет подчеркнул, что Главное научно - экспертное управление Аппарата Верховной Рады, подчеркивая многочисленные замечания, пришло к выводу, что по результатам рассмотрения в первом чтении законопроект целесообразно направить на доработку.
По результатам рассмотрения Комитет, учитывая сделаны выводы, принял решение рекомендовать Верховной Раде вернуть законопроект субъектам права законодательной инициативы на доработку.