Кабинет Министров Украины зарегистрировал в парламенте проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно управления объектами государственной собственности» № 3107.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, главной его целью является разграничение полномочий субъектов управления объектами госсобственности, создание благоприятных условий для оптимизации структуры госсектора экономики и внедрение рыночных методов управления субъектами хозяйствования госсектора экономики.
Независимые директора и независимые члены набсовета
Законопроектом предлагается определить особенности управления хозобществами, в уставных капиталах которых есть корпоративные права государства. В частности, предлагается внести изменения в Закон «Об управлении объектами государственной собственности», которыми создаются правовые основания для включения в состав органов управления хозяобществ независимых членов наблюдательных советов или независимых директоров.
Согласно законопроекту, независимый директор - это член коллегиального исполнительного органа (дирекции), который не имеет каких-либо деловых, родственных или других связей с должностными лицами общества и не является или не был в течение последних трех лет председателем или членом исполнительного органа, ревизионной комиссии общества, должностным лицом органов управления дочерних предприятий общества. Также проектом закона предусмотрено, что не может быть независимым директором лицо, которое:
- является аффилированным лицом общества или лиц, являющихся сторонами по сделкам с обществом, совокупный объем которых в течение года превышает 5 % балансовой стоимости активов общества на начало финансового года;
- получает от общества любые доходы, за исключением доходов в виде вознаграждения за выполнение функций члена дирекции;
- является владельцем доли более 5 % уставного капитала общества (самостоятельно или совместно с аффилированными лицами);
- является государственным служащим;
- является аудитором общества или было им в течение трех лет, предшествовавших его избранию в состав дирекции;
- участвует в аудите общества как аудитор, работающий в составе аудиторской организации, или участвовало в таком аудите в течение трех лет, предшествовавших его избранию в состав дирекции.
Законопроектом предусмотрено, что независимый директор является членом коллегиального исполнительного органа (дирекции) и имеет равные права и обязанности с другими его членами. С независимым директором заключается гражданско-правовой договор.
В свою очередь предлагается дополнить Закон «Об управлении объектами государственной собственности» новой статьей 11-2, которой предусматривается, что в акционерных обществах, в уставном капитале которых есть государственная доля, создание наблюдательного совета является обязательным независимо от количества акционеров. При этом говорится, что в состав наблюдательных советов таких акционерных обществ могут включаться независимые члены наблюдательных советов.
Согласно законопроекту, независимый член наблюдательного совета - это член набсовета, который не имеет каких-либо деловых, родственных или других связей с должностными лицами общества и не является или не был в течение последних трех лет председателем или членом исполнительного органа общества, ревизионной комиссии общества, должностным лицом органов управления дочерних предприятий общества. Также в проекте закона перечислено, кто не может быть независимым членом набсовета.
При этом законопроектом устанавливается, что количество независимых членов наблюдательного совета акционерного общества, 100 % акций которого находятся в государственной собственности, не должно превышать 10 % полного количественного состава наблюдательного совета.
Конкурсный отбор независимых членов набсоветов и независимых директоров будет осуществляться центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере управления объектами государственной собственности, в установленном им порядке.
С целью установления прозрачной процедуры заключения субъектами хозяйствования государственного сектора экономики инвестиционных договоров, договоров о совместной деятельности и управления имуществом, законопроектом предусматривается предоставить Кабмину полномочия по согласованию таких договоров и утверждению типовых форм этих договоров, что в свою очередь, должно способствовать усилению контроля за использованием объектов государственной собственности. Также предлагается расширить полномочия Кабмина относительно управления объектами госсобственности, в том числе в части принятия решения о преобразовании предприятий, не подлежащих приватизации, в государственные акционерные общества.
В то же время Кабмин предлагает дополнить Закон «Об управлении объектами государственной собственности» нормой о том, что имущество, приватизированное, отчуждено или выбыло из государственной собственности с нарушением законодательства и возвращается в государственную собственность по решению суда.
Режим использования имущества судов
Также в законопроекте № 3107 определяется правовой режим использования имущества, закрепленного за органами исполнительной и судебной власти и полномочия по распоряжению этим имуществом.
Предусматривается, что к объектам управления госсобственности в системе обеспечения функционирования судебной власти принадлежит государственное имущество, закрепленное за: Конституционным Судом Украины, Верховным Судом Украины, высшими специализированными судами; судами общей юрисдикции, Высшей квалификационной комиссией судей Украины, органами судейского самоуправления, Национальной школой судей Украины; государственными коммерческими предприятиями, учреждениями и организациями, которые образованы Государственной судебной администрацией Украины.
В то же время субъектами управления объектами госсобственности в системе обеспечения функционирования судебной власти являются:
- КСУ, ВСУ, высшие спецсуды - в отношении закрепленного за ними государственного имущества;
- ГСА Украины - по государственному имущества, которое закреплено за ГСА Украины, судами общей юрисдикции, органами судейского самоуправления, государственными коммерческими предприятиями, учреждениями и организациями, которые ею образованы;
- ВККС Украины - в отношении закрепленного за ней госимущества, а также в отношении госимущества, которое закреплено за Национальной школой судей Украины.
Согласно законопроекту, госимущество, закрепленное за КСУ, ВСУ, высшими спецсудами, может быть объектом передачи между такими судами по их взаимному согласию.
Госимущество, закрепленное за судами общей юрисдикции, может быть объектом передачи между такими судами по их взаимному согласию и по согласованию с ГСА Украины.
Госимущество, закрепленное за судами общей юрисдикции, органами судейского самоуправления, может быть передано в аренду, списанное, отчужденное такими субъектами с согласия ГСА Украины.