Кабинет министров Украины зарегистрировал в парламенте проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно безопасности пищевых продуктов» № 3102.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, целью его разработки является нормативно-правовое обеспечение перераспределения полномочий между органами исполнительной власти (Министерством аграрной политики и продовольствия Украины и Министерством здравоохранения Украины, Государственной ветеринарной и фитосанитарной службой Украины и Государственной санитарно-эпидемиологической службой Украины) по формированию политики и осуществления государственного надзора в сфере безопасности и качества пищевых продуктов, а также приведение законодательных актов Украины в соответствие с Конституцией Украины в части перераспределения полномочий между Президентом Украины и Кабмином в связи с проведением админреформы, а также с законами «О Кабинете Министров Украины», «О центральных органах исполнительной власти».
С этой целью проектом Закона Украины предлагается внесение изменений в 13 законодательных актов Украины.
В пояснительной записке к законопроекту № 3102 отмечается, что предложенные изменения уточняют и детализируют понятие «безопасный» и «опасный продукт», определяют критерии, используемые для их оценки, уточняют обязанности по внедрению системы НАССР, относительно прослеживаемости и ведения записей и т.д.. Также предлагается отказаться от использования декларации производителя как устаревшего элемента системы контроля.
В связи с проведением админреформы, начатой Президентом Украины, предлагается изменить положения, определяющие функции, задачи и компетенцию органов исполнительной власти в сфере контроля за безопасностью пищевых продуктов. Кроме того, предлагается уточнить и усилить ответственность производителя и должностных лиц за нарушение их обязанностей, определенных законодательством о безопасности пищевых продуктов. В связи с этим предлагается дополнить Уголовный кодекс Украины и Кодекс об административных правонарушениях новыми положениями.
Так, законопроектом предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства о получении документов разрешительного характера, обязательного уведомления или регистрации в сфере безопасности пищевых продуктов.
В свою очередь законопроектом предлагается ввести административную ответственность за нарушение требований по безопасности пищевых продуктов, а именно за:
- введение в обращение неправильно маркированных пищевых продуктов (штраф на граждан - от двадцати трех до тридцати восьми необлагаемых минимумов доходов граждан, на должностных лиц - от тридцати восьми до пятидесяти трех необлагаемых минимумов доходов граждан);
- нарушение требований по обеспечению прослеживаемости (штраф на должностных лиц - от тридцати до сорока необлагаемых минимумов доходов граждан);
- оборот непригодных пищевых продуктов, а также пищевых продуктов, дата «употребить до» или срок годности которых истекли (штраф на граждан - от тридцати до сорока пяти необлагаемых минимумов доходов граждан, на должностных лиц - от шестидесяти до девяноста необлагаемых минимумов доходов граждан);
- нарушение требований нормативно-правовых актов относительно гигиенических требований к пищевым продуктам, в том числе допущение к процессу производства и/или обращения пищевых продуктов лиц, имеющих противопоказания к работе с пищевыми продуктами и присутствие которых на рабочем месте может вызвать производство и/или оборот опасных пищевых продуктов (штраф на граждан - от сорока пяти до шестидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан, на должностных лиц - от шестидесяти до семидесяти пяти необлагаемых минимумов доходов граждан);
- оборот пищевых продуктов, которые являются вредными для здоровья человека (штраф на граждан - от шестидесяти до семидесяти пяти необлагаемых минимумов доходов граждан, на должностных лиц - от семидесяти пяти до девяноста необлагаемых минимумов доходов граждан);
- невыполнение обязанности по внедрению на мощностях постоянно действующих процедур, основанных на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках (штраф на должностных лиц - от шестидесяти до девяноста необлагаемых минимумов доходов граждан);
- невыполнение обязанности по отзыву или изъятию из обращения пищевых продуктов, которые являются опасными (штраф на граждан - от ста тридцати пяти до ста шестидесяти пяти необлагаемых минимумов доходов граждан, на должностных лиц - от двухсот десяти до двухсот семидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан);
- нарушение параметров безопасности относительно объектов санитарных мер (штраф на граждан - от двадцати пяти до тридцати пяти необлагаемых минимумов доходов граждан, на должностных лиц - от сорока до пятидесяти пяти необлагаемых минимумов доходов граждан).
Также законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Украины новой статьей и ввести уголовную ответственность за оборот опасных пищевых продуктов, употребление которых причинило легкое, средней тяжести и тяжко телесное повреждение.