Проектом аудиторскую деятельность предлагается определить как независимую профессиональную деятельность, которая включает в себя предоставление услуг по аудиту, обзор финансовой отчетности, выполнение заданий по предоставлению уверенности, а также других аудиторских услуг в соответствии с международными стандартами аудита.
Также, предусматривается, что вместо аудиторского заключения будет составляться соответствующий отчет. Напомним, сейчас аудиторской деятельностью считается предпринимательская деятельность, которая включает в себя организационное и методическое обеспечение аудита, практическое выполнение аудиторских проверок (аудит) и предоставление других аудиторских услуг. Детальнее о проекте читайте в материале ЮРЛИГИ: Аудиторам будут выдавать сертификат с неограниченным сроком действия?
Специалисты Ernst & Young приветствуют намерение Министерства финансов усилить ответственность аудиторов и аудиторских фирм за выполненную работу и осложнить деятельность тех, кто не выполняет требования международных стандартов аудита. В то же время наряду с положительными предложениями законопроект содержит положения, которые не соответствуют лучшему мировому опыту. Например, речь идет об ограничении предоставления услуг по аудиту и обзору финансовой отчетности одному и тому же субъекту более 7 лет подряд (далее - «ротация»).
По результатам многочисленных независимых исследований в странах, где введена ротация, наблюдается: отсутствие улучшения качества аудита при обязательной ротации аудиторской фирмы, увеличение риска ложного аудиторского заключения в течение первых 2 лет аудита после смены аудиторской фирмы. Директива 2006/43/ЕС от 17 мая 2006 г. «Об обязательном аудите годовой финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности» не требует проводить обязательную ротацию аудиторской фирмы. Требование по ротации партнера (руководителя проверки) каждые 7 лет пока установлено только к обязательному аудиту компаний, которые являются общественно значимыми. Некоторые страны, в частности США и Великобритания, после публичного обсуждения и исследования вопроса отклонили введение обязательной ротации аудиторов. Более того, в последние годы в ряде стран отказались от такой практики, например: в Сингапуре, Канаде, Корее, Грузии, Латвии, Чехии, Словакии и др.
Александр Свистич, партнер, руководитель аудиторской практики EY в Украине отмечает: «Крайне важно провести публичное обсуждение и достичь консенсуса между регуляторами, аудиторскими фирмами, субъектами хозяйствования и пользователями финансовой отчетности».
Кроме того, повышения качества финансовой отчетности и укрепления доверия пользователей к ней и аудиторским заключениям, можно достичь не посредством ротации, а другими, более эффективными, с точки зрения международного опыта, методами:
- повышение роли аудиторских комитетов в структуре корпоративного управления общественно значимых компаний. Ведь именно аудиторские комитеты наряду с выполнением других обязанностей оценивают качество услуг и независимость аудиторской фирмы.
- улучшение системы внутреннего контроля, в том числе введение института обязательного внутреннего аудита в общественно значимых компаниях, с подчинением такой службы аудиторскому комитету.
- повышение ответственности аудиторского комитета и руководства предприятия за полноту и достоверность информации, раскрываемой в финансовой отчетности, а также за выбор аудитора. Наличие ответственности будет мотивировать руководство компаний поручать проведение аудита именно независимым аудиторам, а не так называемым «удобным», «дружественным», «дешевым» аудиторам.
- осуществление эффективного внешнего контроля качества аудита.