В письме от 06.08.2013 г. № 2952/05-15-13 Укргосреестр разъяснил, что Законом «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» установлено императивную норму об обязательности проведения госрегистрации права собственности государства или территориальной общины на земельный участок, который сформирован из земель государственной или коммунальной собственности, при отсутствии такой регистрации в Государственном реестре прав на недвижимое имущество (далее - Государственный реестр прав), одновременно с государственной регистрацией вещного права на такой земельный участок, являющегося производным от права собственности. При этом документы для государственной регистрации права собственности и иного вещного права подаются исключительно в орган государственной регистрации прав или государственном кадастровому регистратору, в том числе в случае нотариального удостоверения договора, по которому возникает вещное право на земельный участок.
Государственная регистрация права собственности государства или территориальной общины на земельный участок одновременно с государственной регистрацией вещного права на него производитсяна основании решения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о передаче земельного участка в пользование, к которому прилагаются:
- выписка из Государственного земельного кадастра;
- документ, по которому возникает вещное право на земельный участок, в том числе договор аренды, пользования земельным участком.
В базу данных о регистрации заявлений и запросов вносятся сведения о субъекте права собственности на основании данных, содержащихся в решении органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о передаче земельного участка в пользование, в том числе наименование юрлица и его налоговый номер, и сведения о субъекте иного вещного права - на основании данных поданного им заявления.
Также обращено внимание, что с целью соблюдения требований законодательства по очередности поступления заявлений госрегистратор в базе данных о регистрации заявлений и запросов проводит сначала регистрацию заявления о государственной регистрации прав и их отягощений, которым является соответствующее решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, а затем - заявления о государственной регистрации прав и их отягощений (по иного вещного права). Государственным регистратором указанные заявления рассматриваются одновременно и по результатам их рассмотрения принимаются решения о государственной регистрации прав по каждому из заявлений.
При этом в соответствии с законодательством в сфере государственной регистрации прав государственная регистрация права собственности государства или территориальной общины на земельный участок проводится без выдачи свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество.
Так, после принятия решения о госрегистрации права собственности органа государственной власти или органа местного самоуправления на земельный участок и решения о госрегистрации другого производного вещного права правоприобретателя на такой земельный участок государственный регистратор формирует выписки из Государственного реестра прав:
- извлечение, которое предоставляется владельцу недвижимого имущества, органу исполнительной власти или органу местного самоуправления;
- извлечение, которое предоставляется в процедуре государственной регистрации прав, правоприобретателю. При этом ввиду отсутствия непосредственного обращения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления за проведением государственной регистрации прав, документы, сформированные по результатам рассмотрения заявления о государственной регистрации права собственности, направляются таким органам в соответствии с требованиями законодательства.