1. Вступили в силу изменения относительно соглашений о разделе продукции
21 июля вступили в силу изменения в Закон «О соглашениях о разделе продукции» касательно государственного регулирования заключения и выполнения соглашений от 18.06.2013 г. № 331-VII. Принятие таких изменений, по мнению законодателя, позволит создать условия для увеличения собственной добычи газа и нефти, привлечения негосударственных инвестиций.
Новыми нормами восстанавливаются положения Закона «О соглашениях о разделе продукции», существовавшие до конца 2012 года, в частности, относительно полномочий межведомственной комиссии по организации заключения и выполнения соглашений о разделе продукции как консультативно-совещательного органа Кабмина.
Согласно изменениям сторонами соглашения о распределении продукции выступают инвестор (инвесторы) и государство в лице КМУ. Для решения вопросов по организации заключения и выполнения соглашений о распределении продукции Кабмин создает постоянно действующую межведомственную комиссию в составе представителей госорганов, органов местного самоуправления, народных депутатов Украины. Госконтроль за выполнением соглашения о распределении продукции осуществляет Кабмин или уполномоченный им центральный орган исполнительной власти.
«Частные инвесторы достаточно часто применяют схему СРП при ведении работ по добыче углеводородов в Украине, - рассказали ЮРЛИГЕ в Ассоциации «Газовые трейдеры Украины». - СРП - это современный юридический инструмент, правильное применение которого приведет к увеличению количества сделок в добывающей отрасли».
2. Кабмин уполномочен утверждать порядок уведомительной регистрации коллективных договоров
24 июля вступил в силу Закон от 02.07.2013 г. № 379-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно полномочий на осуществление уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений». В соответствии с документом Кабмин уполномочен утверждать порядок уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, коллективных договоров.
Порядок уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, коллективных договоров был утвержден ранее постановлением КМУ от 13.02.2013 г. № 115 и вступил в силу еще 28.02.2013 г.
Указанными изменениями устраняется несогласованность между законами о коллективных договорах, о местном самоуправлении и КЗоТ. При этом недавно зарегистрирована законодательная инициатива о разрешении работодателям не регистрировать трудовые договоры в службе занятости.
3. Действует Положение об осуществлении депозитарной деятельности
Вступило в силуПоложение об осуществлении депозитарной деятельности, утвержденное решением НКЦБФР от 23.04.2013 г. № 735. Положение определяет:
- порядок осуществления депозитарной деятельности Центральным депозитарием ценных бумаг и депозитарными учреждениями по предоставлению услуг по хранению и учету ценных бумаг, учету и обслуживанию приобретения, прекращению и переходу прав на ценные бумаги и прав по ценным бумагам, ограничению прав на ценные бумаги на счетах в ценных бумагах;
- требования к порядку открытия и ведения счетов в ценных бумагах;
- требования к порядку проведения операций на счетах в ценных бумагах и их видам;
- требования к порядку зачисления ценных бумаг в систему депозитарного учета при эмиссии, их учета и хранения, а также списания ценных бумаг в связи с их погашением и/или аннулированием.
Так, согласно положениям документа депозитарные учреждения, в которых до вступления в силу Закона «О депозитарной системе Украины» были открыты счета в ценных бумагах, на которых учитываются ценные бумаги, находящиеся в коммунальной собственности, в течение года со дня вступления в силу Закона должны привести учет прав на эти ценные бумаги в соответствие с требованиями Положения.
Отметим, что недавно также были утверждены лицензионные условия осуществления депозитарной и клиринговой деятельности.
4. Президент подписал Закон о векселях
Глава государства подписал Закон № 391-VII, которым внесены изменения относительно реструктуризации бюджетной задолженности. В частности, Закон о Государственном бюджете Украины на 2013 год дополнен новой статьей 22, предоставляющей право:
- Кабмину - реструктурировать фактическую бюджетную задолженность по определенным им расходам Госбюджета Украины, возникшим по состоянию на 1 января 2013 года, путем выдачи финансовых казначейских векселей сроком обращения до 5 летс доходностью на уровне 5 %;
- органам, осуществляющим казначейское обслуживание бюджетных средств, - по заявлению налогоплательщиков выдавать им суммы бюджетного возмещения НДС путем выдачи финансовых казначейских векселей сроком обращения до 5 лет с доходностью на уровне 5 %.
Новые нормы имеют как преимущества, так и недостатки: «К преимуществам можно отнести то, что предприятиям, скорее всего, предоставят возможность продажи векселей в качестве простых ценных бумаг третьим лицам, что позволит им сразу получить определенную сумму, не дожидаясь несколько лет соответствующей выплаты. В тоже время основным недостатком можно назвать то, что покупка-продажа векселей будет осуществляться с определенным дисконтом. Можно предположить, что дисконт будет колебаться в среднем от 10 до 30 % в зависимости от состояния рынка таких векселей, т. е. фактически компании будут нести убытки в размере дисконта».
5. Подписан Закон о ратификации Конвенции с Кипром об избежании двойного налогообложения
Президент подписалЗакон № 412-VII «О ратификации Конвенции между Правительством Украины и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения и предупреждении налоговых уклонений относительно налогов на доходы и Протокола к ней» (проект № 0024).
Согласно Конвенции, вступающей в силу с 1 января 2014 г., прибыль, полученная от предпринимательской деятельности на территории другой страны, не будет подлежать двойному налогообложению. Конвенция предусматривает, что налогами, на которые распространяется действие документа, среди прочего, являются:
- в Украине -налог на прибыль предприятий и НДФЛ;
- на Кипре - подоходный налог, корпоративный налог на прибыль, специальный взнос на оборону Республики и налог на доходы от отчуждения имущества.
Кроме того, в блиижайшее время правительством будет подписана Конвенция об отмене двойного налогообложения с Мальтой.
6. Одобрен ряд земельных законов
Глава государства подписал Закон № 365-VII относительно упрощения процедуры отвода земельных участков (проект № 1208-1, принят 2 июля), в соответствии с которым предусмотрено оформление земельных участков по месту их расположения.
Помимо того, Президентомтакже подписан Закон № 366-VII касательно совершенствования процедуры отведения земельных участков (принят ВР 2 июля, законопроект № 2130). Нормы Закона № 366-VII устанавливают упрощенную процедуру получения земли из государственной и коммунальной собственности. Также согласно положениям Закона № 411-VII о внесении изменений в ст. 4 Закона об аренде государственного и коммунального имущества (принят ВР 4 июля (правительственный проект № 2024)) в скором времени будет разрешено передавать в аренду сооружения рыбохозяйственных водоемов.
При этом В. Янукович ветировал Закон о передаче земли физлицам при отсутствии детального плана территории.
7. На автобусные маршруты и торговцев драгоценностями заведут электронные реестры
В соответствии с положениями приказа Минфина № 465 субъекты хозяйствования, осуществлявшие ко дню вступления в силу этого приказа операции с драгоценными металлами и драгоценными (полудрагоценными) камнями, должны в течение трех месяцев со дня вступления в силу приказа обратиться к Пробирной службе с заявлениями о внесении в реестр субъектов хозяйствования, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.Учет субъектов хозяйствования, создание и ведение реестра возложены на Пробирную службу.
Также согласно нормам приказа Мининфраструктуры № 305, которым утвержденПорядок формирования, утверждения и ведения реестра международных, междугородных и пригородных автобусных маршрутов общего пользования, определяется механизм формирования Единого электронного реестра автобусных маршрутов.
Так, формирование, утверждение и ведение реестра международных, междугородных и пригородных автобусных маршрутов общего пользования осуществляется организатором пассажирских перевозок на соответствующих автобусных маршрутах общего пользования. Ведение Единого электронного реестра и обеспечение его функционирования с целью повышения безопасности перевозок автомобильным транспортом общего пользования осуществляются Укртрансинспекцией.
8. Миндоходов утвердило рекомендации по проведению камеральных налоговых проверок
Миндоходов приказом № 165 утвердило Методические рекомендациипо организации и проведению камеральных проверок налоговой отчетности налогоплательщиков, кроме проверок налоговой декларации об имущественном положении и доходах и налоговой декларации плательщика единого налога - физлица-предпринимателя.
Камеральная проверка данных, заявленных в налоговой отчетности, проводится в течение 30 календарных дней (если другое не предусмотрено Налоговым кодексом), следующих за предельным сроком получения такой отчетности. Кроме того, в соответствии с НКкамеральная проверка осуществляется должностными лицами органа ГНС без любого специального решения руководителя такого органа. Такой проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком (п. 76.1 ст. 76 НК).
Проверки могут проводиться двумя способами: 1) в электронном виде; 2) подразделениями налогового и таможенного аудита/доходов и сборов с физических лиц путем сопоставления данных программных продуктов, результатов автоматизированного контроля налоговой отчетности, информации из других источников. Помимо прочего, Методические рекомендации определяют особенности проведения камеральных (электронных) проверок налоговой отчетности налогоплательщиков.
9. Юрлиц могут лишить права на восстановление срока исковой давности
В ВР поданзаконопроект № 2610а о внесении изменений в ст. 267 Гражданского кодекса, которым предлагается установить, что в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины пропуска исковой давности пообстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите.То есть право на восстановление срока исковой давности предлагается оставить исключительно за гражданами.Юридические лица такого права будут лишены.
Действующая редакция данной статьи не предполагает хотя бы приблизительного перечня уважительных причин пропуска срока исковой давности, а также других ограничений возможностей восстановления исковой давности. Определение вопроса о наличии уважительных причин пропуска исковой давности отнесено на усмотрение суда.
Проектом предлагается законодательно закрепить круг лиц, которые могут (при наличии уважительных причин) претендовать на судебную защиту своих прав после истечения исковой давности. Также предлагается установить ориентировочный перечень таких уважительных причин.
10. Планируется обязать интернет-магазины завести офисы
Для интернет-магазинов предлагается установить требование об обязательном наличии офисного помещения. Также они должны будут предоставлять информациюпотребителям для идентификации местонахождения интернет-магазина. Об этом говорится в проекте программы развития внутренней торговли до 2016 года, размещенном на сайте Минэкономразвития. Предполагается выполнить этот пункт программы с 2014 до 2016 года.
В проекте указано, что динамичное развитие интернет-торговли выявило уклонение субъектов хозяйствования от уплаты налогов и, как следствие, уменьшение поступлений в бюджет.