В письме от 15.07.2013 г. Минюст разъяснил порядок и особенности предоставления административной услуги по выдаче (повторной выдаче) свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью.
Согласно Закону «О нотариате» и Порядку выдачи свидетельства о праве на осуществление нотариальной деятельности свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью выдается Минюстом на основании решения Высшей квалификационной комиссии нотариата, которое хранится в делах Департамента нотариата, банкротства и функционирования центрального удостоверяющего органа.
Свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью может быть выдано лицу, отвечающему требованиям ст. 3 Закона «О нотариате» (гражданин Украины, который имеет высшее юридическое образование, владеет государственным языком, имеет стаж работы в сфере права не менее 6 лет, из них помощником нотариуса или консультантом государственной нотариальной конторы - не менее 3 лет, сдавший квалификационный экзамен), а также (как это предусматривалось Законом «О нотариате» в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.) лицам, успешно прошедшим стажировку в течение одного года в государственной нотариальной конторе или у частного нотариуса и сдавшим квалификационный экзамен.
В соответствии с постановлением Кабмина от 22.02.1994 г. № 102, за выдачу свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью установлена плата в размере десяти необлагаемых минимумов доходов граждан, что на сегодня составляет 170 грн., а за выдачу повторного свидетельства - в размере 50 % от этой суммы.
Для получения свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью лицо должно подать в Минюст заявление о выдаче свидетельства. В случае если заявление отправляется по почте, подпись на нем должна быть нотариально заверена. В случае подачи заявления лично уполномоченное должностное лицо Минюста устанавливает личность заявителя по паспорту гражданина Украины, о чем проставляет отметку на заявлении.
К заявлению прилагаются такие документы:
- документ о внесении платы за выдачу свидетельства (квитанция, выданная банком, или платежное поручение с отметкой банка);
- фотокопия диплома о высшем юридическом образовании;
- фотокопия трудовой книжки;
- фотокопия паспорта.
При подаче документов лично верность их фотокопий удостоверяется уполномоченным лицом Минюста. В случае направления документов по почте верность фотокопий удостоверяется нотариально. Документы о выдаче свидетельства рассматриваются Минюстом в течение 15 дней со дня их поступления.
Свидетельство выдается согласно поданному заявлению лично заявителю, его представителю по доверенности или направляется заявителю заказным письмом в течение трех рабочих дней со дня регистрации приказа о выдаче свидетельства.
Повторное свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью выдается Минюстом в случае потери или повреждения свидетельства, а также в случае необходимости внесения в него поправок. Основанием для выдачи повторного свидетельства является запись в журнале регистрации выданных свидетельств о праве на занятие нотариальной деятельностью.
К заявлению о выдаче повторного свидетельства прилагаются такие документы:
- документ о внесении платы за выдачу повторного свидетельства (квитанция, выданная банком, или платежное поручение с отметкой банка);
- фотокопия паспорта;
- сообщения в СМИ о потере или оригинал свидетельства, которое повреждено или в которое необходимо внести поправки.
Также в письме указано, что во исполнение требований ст. 8 Закона «Об административных услугах» Минюстом 01.04.2013 года был издан приказ № 596/5 «Об утверждении информационных и технологических карт административных услуг по выдаче Минюстом свидетельства (повторного свидетельства) о праве на занятие нотариальной деятельностью, а также свидетельства о праве на осуществление деятельности арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора)».