Комитет по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики рекомендует парламенту отклонить проект закона "О ликвидации частных монополий".
Законопроектом (№ 1250) предлагается определить правовые, экономические и организационные основы ликвидации частных монополий и урегулировать отношения, связанные с ее проведением.
В частности, устанавливается, что ликвидация частных монополий - это комплекс мероприятий добровольно-принудительного характера, осуществляемые государством в целях недопущения и ликвидации монопольного положения физического и / или юридического лица на общегосударственном и / или региональном рынке товаров (работ, услуг).
При этом, монопольным положением считается положение физического и / или юридического лица, доля которого на общегосударственном и / или региональном рынке товаров (работ, услуг) превышает 25 процентов. Законопроект предусматривает также, что частные монополии могут в добровольном порядке лишиться части своих объектов, в которых превышен предел монополизации.
В случае отказа от добровольной ликвидации в частных монополий применяется принудительная ликвидация путем реализации Фондом государственного имущества Украины всего имущества частной монополии.
Заключении Главного научно-экспертного управления Аппарата Верховной Рады:
Законопроект не имеет самостоятельного предмета регулирования, поскольку отношения, которых он касается уже урегулированы законодательством Украины об экономической конкуренции. Кроме того, запрещая частные монополии, проект не касается государственных или коммунальных монополий, что не согласуется с конституционным принципом равенства всех субъектов права собственности перед законом. Кроме того, в проекте не определено понятие "частная монополия", поэтому из его содержания трудно установить, какие именно частные монополии подлежат ликвидации.
В заключении также отмечается, что согласно проекту, монополия - это физическое или юридическое лицо, у которого имущество находится на праве частной собственности, и доля которой на общегосударственном или региональном рынке товаров (работ, услуг) превышает 25 процентов этого рынка (статьи 1 - 5). В законодательстве же Украине монополия определена как монопольное положение субъектов хозяйствования на рынке определенных товаров, безотносительно к форме собственности и организационных форм этих субъектов. Так, согласно статье 12 Закона "О защите экономической конкуренции".
"1. Предприятие занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке товара, если: на этом рынке у него нет ни одного конкурента: не испытывает значительной конкуренции вследствие ограниченности возможностей доступа других субъектов хозяйствования относительно закупки сырья, материалов и сбыта товаров, наличия барьеров для доступа на рынок других субъектов хозяйствования, наличия льгот или других обстоятельств.
2. Монопольным (доминирующим) считается положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке товара превышает 35 процентов, если он не докажет, что испытывает значительную конкуренцию.
3. Монопольным (доминирующим) также может быть признано положение субъекта хозяйствования, если его доля на рынке товара составляет 35 или меньше процентов, но он не испытывает значительной конкуренции, в частности, вследствие сравнительно небольшого размера долей рынка, принадлежащих конкурентам.
4. Считается, что каждый из двух или более субъектов хозяйствования занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке товара, если в отношении определенного вида товара между ними нет конкуренции или есть незначительная конкуренция и относительно них, вместе взятых, выполняется одно из условий, предусмотренных частью первой этой статьи.
5. Монопольным (доминирующим) считается также положение каждого из нескольких субъектов хозяйствования, если относительно них выполняются такие условия: совокупная доля не более чем трех субъектов, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли на рынке, превышает 50 процентов; совокупная частица не более пяти субъектов хозяйствования, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли на рынке, превышает 70 процентов - и при этом они не докажут, что в отношении них не выполняются условия части четвертой настоящей статьи ".
При этом, считают эксперты, само по себе монопольное положение не является основанием для применения соответствующих мер принудительной ликвидации к субъектам хозяйствования. Закон предусматривает ответственность лишь за злоупотребление этим положением или антиконкурентные согласованные действия, совершение которых им запрещено.