Внефракционный депутат Владимир Купчак подал в Верховную Раду законопроект № 2291а, предполагающий внесение изменений в некоторые законодательные акты относительно недопущения осуществления правоохранительными органами политических репрессий.
Нардеп желает предусмотреть уголовную ответственность за политические репрессии и политическое преследование, дополнив Уголовный кодекс статьями 1611 и 161-1 соответственно. За политические репрессии, политическое преследование, то есть за деяния, направленные на умышленное преследование за свободу мысли и слова, свободное выражение своих взглядов и убеждений, свободу мировоззрения и вероисповедания, удовлетворение политических, экономических, социальных, культурных и других интересов правоохранительными органами и их должностными лицами (в том числе, органами службы безопасности, прокуратуры, внутренних дел, налоговой милиции) путем применения давления, насилия, угроз, запугивания и т.д., - предложено наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 10 лет.
Статья 161-1 УК будет устанавливать ответственность в виде лишения свободы на срок от 8 до 10 лет за политическое преследование - деяние, направленное на умышленное преследование за свободу политических убеждений (взглядов), управленческие решения, принятые лицами, занимающими особо ответственное положение в органах власти в соответствии с частью 1 ст. 9 Закона «О государственной службе», и лицами, должности которых отнесены к 1 - 3 категорий должностей госслужащих, при выполнении ими своих служебных полномочий, путем угроз, давления, незаконного возбуждения в отношении лица и его близких родственников уголовных дел, применения необоснованно жестоких мер и наказания, незаконной слежки, задержаний и обысков, незаконного сбора информации, отказа в приеме на работу, увольнения с работы, другие нарушения трудовых прав человека, правоохранительными органами и их должностными лицами, судебными органами. Эти же действия, совершенные группой лиц или повлекшие тяжкие последствия, - будут наказываться лишением свободы на срок от 10 до 15 лет.
Законопроектом также предусматривается:
- отнесение политического преследования в перечень угроз национальной безопасности Украины;
- определение, что профилактика в виде объявления лицу официального предостережения может происходить только по решению суда и после предоставления соответствующему лицу права выбирать по собственному желанию защитника (адвоката);
- обеспечение права защитника присутствовать при объявлении официального предостережения; консультировать; задавать вопросы, подлежащие занесению в протокол; возражать против незаконных действий относительно порядка проведения профилактики или иных действий, в случае необходимости обжаловать действия в установленном законом порядке;
- установление права органов СБУ использовать подчиненные подразделения специального назначения исключительно для антитеррористической деятельности;
- отнесение расследования дел о преступлениях, связанных с политическим преследованием, к полномочиям органов прокуратуры;
- введение нормы, предусматривающей, что если при расследовании преступлений следователями органов СБУ будут одновременно установлены преступления, которые носят характер политического преследования, совершенные лицом, в отношении которого ведется следствие (или другим лицом, если оно связано с преступлениями), материалы для дальнейшего расследования таких преступлений передаются в Генеральную прокуратуру.