На заседании пленума ВХСУ от 29.05.2013 г. было принято постановление № 8 «О внесении изменений и дополнений в постановление пленума ВХСУ от 17.05.2011 г. № 6 «О некоторых вопросах практики рассмотрения дел в спорах, возникающих из земельных отношений».
В частности, подпункт 1.3 постановления № 6 дополнен положением, разъясняющим, что арендная плата за земельный участок, находящийся в государственной или в коммунальной собственности, имеет двойственную правовую природу, поскольку, с одной стороны, является предусмотренным договором аренды земли платежом, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком (часть 1 ст. 21 Закона «Об аренде земли», подпункт 14.1.136 пункта 14.1 ст. 14 Налогового кодекса), с другой - является одной из форм платы за землю как общегосударственного налога наравне с земельным налогом (подпункт 14.1.147 пункта 14.1 статьи 14 НК Украины). Вместе с тем основанием для начисления арендной платы за земельный участок является именно договор аренды такого земельного участка (часть 2 ст. 21 Закона «Об аренде земли», пункт 288.1 ст. 288 НК). В связи с этим и поскольку арендную плату за землю арендатор вносит арендодателю (ст. 21 Закона «Об аренде земли», ст. 288 НК), то право на взыскание задолженности по арендной плате имеет арендодатель путем обращения в соответствующий хозяйственный суд в установленном Хозяйственным процессульным кодексом порядке.
Также ВХСУ указал, что хозяйственным судам следует учитывать, что право, удостоверенное государственными актами, является производным от соответствующего решения органа государственной власти или органа местного самоуправления о передаче земельного участка в собственность или в пользование, а потому ввиду предписания части 1 ст. 16 Гражданского кодекса и ст. 152 Земельного кодекса защита прав на земельные участки не может осуществляться только путем признания соответствующего государственного акта недействительным, если решение, на основании которого выдан этот государственный акт, не признано недействительным в установленном порядке.
ВХСУ нпомнил, что суды при решении споров, связанных с возобновлением (пролонгацией) договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, должны применять редакцию закона, действовавшую на дату, с которой возникло преимущественное право на возобновление договора аренды земельного участка. При этом, если соответствующие правоотношения возникли между сторонами до внесения изменений Законом «О регулировании градостроительной деятельности» (вступил в силу с 12.03.2011 г.) в ст. 33 Закона «Об аренде земли», судам следует учитывать, что предыдущая редакция указанной ст. Закона «Об аренде земли» не предусматривала автоматического возобновления договоров аренды земли. Реализация преимущественного права на возобновление договора аренды земельного участка государственной или коммунальной собственности связана с наличием соответствующего решения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления.
В постановлении также указано, что при решении спора о внесении изменений в договор аренды земли, в частности, в части размера арендной платы, суд может привлечь в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, соответствующий территориальный орган центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов (Государственное агентство земельных ресурсов).