Он был разработан в связи с необходимостью внедрения европейских стандартов в работу правоохранительного органа специального назначения, обеспечивающего государственную безопасность Украины.
Принятие законопроекта, считают авторы, также будет способствовать демилитаризации Службы безопасности Украины, что позволит укрепить конституционные принципы демократического, правового государства в сфере защиты национальных интересов Украины, прав и свобод человека.
Поскольку выявление, пресечение и раскрытие коррупционных деяний и организованной преступной деятельности относится к компетенции сразу нескольких силовых структур, что влечет за собой неоправданную конкуренцию, распыление ресурсов и усилий, а в конечном итоге – снижение эффективности борьбы с оргпреступностью и коррупцией, возникла необходимость согласования законодательства Украины с рекомендациями Европы.
В частности, речь идет о рекомендациях ПАСЕ №1402 (1999) «Контроль над внутренними службами безопасности в странах – членах Совета Европы» относительно ограничения сферы деятельности служб безопасности национальной защитой и №1713 (2005) «О демократическом надзоре за положением в сфере безопасности стран – членов» касательно установления отличий в задачах и полномочиях служб безопасности и разведывательных служб, с одной стороны, и правоохранительных органов – с другой.
Законодательство высокоразвитых европейских стран, пишут авторы законопроекта в пояснительной записке, разграничивает функции правоохранительных органов (полиции) и служб безопасности, четко относя вопросы осуществления борьбы с организованной преступностью и коррупцией к компетенции специальных подразделений органов внутренних дел (полиции).