Согласно положениям Закона об упрощенной системе налогообложения, принятого Верховной Радой Украины 20 октября 2011 года, налоговые органы имеют право аннулировать свидетельство плательщика единого налога по результатам проверки в случае выявления нарушений требований применения упрощенной системы налогообложения.
При этом аннулирование свидетельства плательщика единого налога не приводит к прекращению работы такого плательщика. Плательщики, которые нарушили требования применения упрощенной системы налогообложения, смогут перейти из упрощенной системы налогообложения на общую и продолжать свою деятельность дальше.
Что касается предложенной в Законе привязки ставок единого налога к размеру минимальной заработной платы, то такой шаг позволит учитывать соответствующие изменения в экономике страны.
При этом фиксированные ставки единого налога будут определяться исходя из размера минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного года. На протяжении года изменение ставки единого налога в связи с изменением размера минимальной заработной платы не будет происходить.
Согласно положениям Закона плательщики фиксированного налога отнесены к 1-й группе плательщиков единого налога с одновременным сохранением для этой группы ставок налога на уровне действующих. В то же время существующая норма относительно увеличения на 50 процентов ставки налога на каждое наемное лицо отменяется.
Кроме того положениями Закона в отличие от действующих норм упрощенной системы налогообложения, для физических лиц предусмотрена уплата единого налога по процентным ставкам, которая учитывает объем дохода такого плательщика. При этом физическое лицо имеет право самостоятельно выбрать по какой ставке будет платить единый налог – фиксированной или процентной.
Относительно отмены моратория на проведение проверок, необходимо отметить, что согласно действующим нормам Налогового кодекса Украины запрет на проведение фактических проверок плательщиков единого налога является временным – на период до вступления в действие положений относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
Относительно препятствий для физических лиц – предпринимателей, не позволяющих им работать с юридическими лицами, то положениями Закона предусмотрена отмена ограничения отнесения на расходы плательщика налога на прибыль расходов на приобретение товаров (работ, услуг) у физических лиц – плательщиков единого налога. Таким образом, со вступлением в силу Закона, физические лица – плательщики единого налога смогут беспрепятственно сотрудничать с юридическими лицами.
Данный закон является результатом достигнутого компромисса между бизнесом и властью. К разработке данного закона были привлечены народные депутаты Украины, представители малого бизнеса, общественности, научные работники, независимые эксперты, итоги работы которых воплотились в положениях закона и направлены на создание благоприятных условий ведения бизнеса для субъектов малого предпринимательства.